Факторы, влияющие на конкурентоспособность. Экономики регионов: возможности воздействия. Продолжение.


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице вы найдете большой сборник статей на тему «Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

условием реализации соответствующих проектов является появление новых технологических решений.

Возможности государственного влияния на географическое положение региона в целях повышения конкурентоспособности его экономики гораздо шире. К их числу можно отнести, например, строительство путей сообщения — железно- и автодорожных, водных, улучшающих транспортные связи региона с другими регионами, снижение при прочих равных условиях доли расходов на транспортировку в общей структуре затрат на производимую в регионе продукцию.

Однако существует вопрос об эффективности расходов на транспортное строительство. Имеются как положительные, так и отрицательные примеры. Например, строительство Транссиба, который соединил в 1916 г. европейские и восточные районы России, повысило конкурентоспособность многих прилегавших к его трассе регионов. Противоположный пример неразумного использования бюджетных средств в целях улучшения географического положения регионов за счет развития транспортной инфраструктуры — это предпринятое в 1940-х — начале 1950-х гг. строительство не востребованной в целом железнодорожной магистрали от Салехарда до Игарки, поглощавшей во время ее строительства до 2% всех капитальных вложений СССР.

Если говорить о географическом положении региона как некоторой географической данности, то следует принять, во-первых, невозможность его реального перемещения в пространстве, но, во-вторых, возможность при определенных условиях его виртуального перемещения за счет развития транспортной инфраструктуры.

Возможности решения вопросов, связанных с улучшением географического положения регионов, зависят и от направлений технического прогресса. В 1990-е — 2000-е гг. во многих регионах России хозяйствующие субъекты при выборе вариантов транспортировки произведенной продукции отдавали предпочтение не железнодорожному, а автомобильному транспорту. Данные табл. 15 (пример ПФО) позволяют сделать вывод, что в настоящее время географическое положение регионов в стране улучшается прежде всего вследствие развития сети автомобильных дорог.

Механизмы влияния государства на географическое положение как фактор конкурентоспособности экономики регионов заключаются прежде всего в реализации проектов транспортного строительства, увеличивающих плотность и размещение транспортных путей региона. Необходимым условием реализации таких проектов является наличие инвестиционных ресурсов, а также их институциональное обеспечение.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше