Результаты регрессионного анализа. Продолжение 2.


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице нашего проекта вы найдете большое собрание статей на тему «Экономическая социология». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы подобно стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Оценки коэффициентов при переменных трудового опыта и количества лет потенциального опыта на рынке труда практически незначимы, однако (как и предполагалось) показатели наличия диплома о высшем образовании, а также даммипеременные пола (мужчина/женщина) и региона проживания (Москва/не Москва) значимы. Наши расчеты подтверждают, что сегодня в Москве больше возможностей не только для трудоустройства, но и для получения более высокой заработной платы, по сравнению с провинцией. Это самая значительная по своему вкладу переменная.

Наличие диплома о высшем образовании у молодого работника оценивается выше, чем аналогичный параметр по выборке в целом. Отчасти это подтверждает тот факт, что молодые люди, получившие знания в обновленной системе, сегодня более востребованы. Низкий или даже негативный вклад дипломов о среднем общем и среднем специальном образовании, низкая статистическая значимость этих параметров косвенно подтверждают тот факт, что система профессиональной подготовки пока не полностью адаптировалась к рынку.

К сожалению, информационная база нашего исследования не позволяет оценить изменение норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал в течение периода реформ в России. Нам кажется, такой анализ был бы интересен особенно для группы молодых работников. Данные Госкомстата показывают, что с начала 1992 г. численность занятых в экономике в возрасте до 30 лет сократилась примерно на 10%1. С одной стороны, эта разница объясняется демографическими причинами. С другой стороны, возможно, оказал свое действие рост значимости получения высшего образования, больше молодых людей стали продолжать учебу в вузах. Это предположение отчасти подтверждается и тем, что численность студентов в высших учебных заведениях за период с 1 992 г. по 1 998 г. увеличилась почти на 36%2. Таким образом, в российской экономической литературе открывается еще один аспект изучения инвестиций в человеческий капитал в период реформ.

2.2.4. Выводы

Мы попытались оценить вклад некоторых качественных характеристик рабочей силы (пола, уровня образования, профессионального опыта) в объяснение неравенства в заработной плате в России.

В советский период наблюдалась слабая зависимость между качеством рабочей силы и размером устанавливаемой заработной платы. Мы предположили, что отчасти это объяснялось большой долей натуральных выплат и льгот, предоставляемых на каждом конкретном месте работы в соответствии с полученным образовательным сертификатом. Учет этих выгод крайне затруднен в связи с недоступностью информации.

Переходный период характеризуется более высокими нормами отдачи от инвестиций в образование, однако накопленные в предыдущий период знания и опыт во время реформ обесценились, что привело к сокращению рабочих мест для высококвалифицированных работников. В связи с этим отдача от профессионального опыта и специфического человеческого капитала незначительна и мало объясняет разницу в заработной плате. Кроме того, экономика переходного периода демонстрирует тенденцию к понижению в динамике норм отдачи от инвестиций в

 Российский статистический ежегодник, 1999. - М., Госкомстат, 2000. С. 119.

 Российский статистический ежегодник, 1999. - М., Госкомстат, 2000. С. 183.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше