Результаты регрессионного анализа.


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы по достоинству можете оценить обширный цикл статей по теме «Экономическая социология». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

образования готовила узких специалистов, в основном технического профиля, в связи с чем спрос на квалифицированную рабочую силу стал уменьшаться относительно спроса на неквалифицированную. Сегодня специалисты с высшим образованием вынуждены работать в таких должностях и сферах экономики, которые не требуют фундаментальной подготовки. Таким образом, структура качественных личных характеристик рабочей силы обусловливает тенденцию к понижению в динамике норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал, которая продолжается и до настоящего времени.

Отметим, что в соответствии с нашей моделью при прочих равных мужчины могут рассчитывать на почти в два раза большую заработную плату, чем женщины. К сожалению, наша база данных не позволяет изобразить сглаженные профили «заработки - возраст - уровень образования», поскольку в выборке отсутствуют данные о некоторых уровнях заработков в отдельных возрастных группах. Однако мы построили графики зависимостей между совокупными заработками и возрастом для мужчин и женщин, из которых следует вывод, аналогичный тому, который мы сделали из анализа регрессионной модели. Помимо этого анализ таблиц сопряженности показывает, что мужчины и женщины неравномерно распределены по секторам экономики и профессиональным группам и женщины преобладают в отраслях с низким уровнем заработной платы.

Результаты расчетов коэффициентов для регрессионных моделей отдельно для мужчин и женщин подтверждают наличие гендерных различий в нормах отдачи от инвестиций в образование. Интересно, что вклад диплома о высшем образовании в формирование заработной платы для женщин гораздо важнее, чем для мужчин. Скорее всего, это свидетельствует о том, что для женщин получение диплома о высшем образовании выступает более существенным, чем для мужчин, условием для получения приемлемого уровня заработной платы. В то же время нормы отдачи от профессионального опыта и от специфического человеческого капитала и для мужчин, и для женщин близки по своим значениям (1,5-3%).

Очень интересны в плане сравнения уровней заработков мужчин и женщин цифры, полученные нами в результате декомпозиции различий. Оценки коэффициентов при переменных трудового стажа и числа лет обучения для рассматриваемых демографических групп практически не различаются. Однако показатели отдачи от инвестиций в получение дипломов различной степени, оцененные для женщин, значительно превышают аналогичные оценки для мужчин. На наш взгляд, это подтверждает тот факт, что для женщин наличие, например, диплома о высшем образовании (коэффициент = 0,73) сильно повышает возможности получения более высокой заработной платы, в то время как для мужчин большую роль играют факторы, слабо связанные с полученным образованием. Например, переменная региона (Москва/не Москва), оцененная для мужчин, превышает аналогичный показатель для женщин почти на 40%.

Большая разница в значении получения диплома об образовании между мужчинами и женщинами объясняется не столько различными характеристиками, приобретаемыми мужчинами и женщинами (по уровню образования, квалификации и другим оценкам мужчины и женщины в развитых странах и бывших странах советского блока почти не различаются), сколько исторически заданными гендерными ролями двух полов и вытекающими отсюда дискриминационными оценками. В России законодательство построено таким образом, что женщины являются непривлекательной рабочей силой, а


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше