Описание модели.


Уважаемый читатель! Находящийся на этой странице вы по достоинству можете оценить большое собрание интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

где m( xm — xf) - различия в характеристиках, оцененные для мужчин;

f (xm — xf) - различия в характеристиках, оцененные для женщин;

xm (m — f) - различия в характеристиках в зависимости от вклада мужчин;

хf (m — f) - различия в характеристиках в зависимости от вклада женщин.

Для анализа различий нам будут более интересны оценки, т.е. первые две составляющие.

Результаты регрессионного анализа

Первоначальный вариант регрессии, включающий минимальное количество объясняющих переменных, обладал очень слабой объясняющей способностью (R2 = 0,027;adj.R2 = 0,021). Отдача от инвестиций в образование составила 3,5% прироста заработной платы на каждый дополнительный год образования. Мы попытались улучшить выборку за счет устранения резких выбросов из массива наблюдаемых данных, включавших информацию о респондентах, получавших на момент опроса заработную плату в среднем в размере более 1 0 млн. руб. (5 случаев), а также о тех, чей потенциальный стаж на рынке труда превышал 49 лет (3 случая). Дальнейшие расчеты проводились с отсортированной базой данных.

Регрессионная модель, включающая только показатели числа лет обучения (SCH), опыта на рынке труда (EXP и EXP2) и профессионального опыта, накопленного в период работы на данном предприятии (SPEXP и SPEXP2), показывает, что норма отдачи от инвестиций в образование (коэффициент при переменной SCH) составляет чуть больше 4% прироста в совокупных заработках на каждый дополнительный год образования. Отдача от профессионального опыта еще меньше - около 3%, а коэффициенты при переменных, характеризующих специфический человеческий капитал (SPEXP и SPEXP2), статистически незначимы.

Расширенные регрессионные модели, включающие детерминанты пола и места проживания, выглядят интереснее. Введение фиктивной переменной пола (для мужчин Male = 1 , для женщин Male = 0) сильно повысило объяснительную способность модели (R2 = 0,172; adj.R2 = 0,166). Нормы отдачи от инвестиций в образование и профессиональный опыт остались практически на прежнем уровне (4% и 3% соответственно), а коэффициенты при переменных, характеризующих отдачу от профессионального опыта на данном предприятии, стали статистически значимыми (норма отдачи составляет 1%). Анализ отдачи от инвестиций в образовательные кредиты показал, что наибольший вклад в формирование заработков вносит диплом о высшем образовании, в то время как вклад сертификатов о среднем специальном или полном среднем образовании статистически незначим.

Произведенные расчеты демонстрируют довольно низкую норму отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Хотя по сравнению с советским периодом эти показатели стали выше, но в сравнении с данными за 1994-1996 гг., полученными в исследовании К. Сабирьяновой и Д. Нестеровой, за годы реформ нормы отдачи уменьшились: с 7,9% в 1994 г. до 6,2% в 1996 г. по вышеупомянутому исследованию и до 4,2% в 1998 г. по нашей модели. Рост норм отдачи в начальный период реформ отражал снятие рамок на установление заработной платы, и высококвалифицированные специалисты тогда могли рассчитывать на увеличение своих доходов. Однако советская система


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше