Дифференциация заработков и личные характеристики работников в переходный период.


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего портала вы сможете отыскать обширный цикл статей на тему «Экономическая социология». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на разделы подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

индивида выступают в качестве зависимой переменной и представлены в логарифмической форме для возможностей сопоставления полученных оценок с аналогичными данными по другим странам.

Характерными чертами переходной экономики России являются значительные масштабы вторичной занятости, неденежные формы заработной платы, задолженности по зарплате и высокий уровень инфляции. В связи с этим в нашем исследовании реальные заработки индивидов, участвовавших в опросе 1 998 г., измерялись через логарифм ежемесячных заработков, полученных в форме заработной платы, премий, пособий и т.п. по основному месту работы; а также через логарифм совокупных ежемесячных заработков, полученных по основному и дополнительным местам работы.

Отметим, что в используемых нами данных не содержится информации относительно размера заработной платы, получаемой респондентами в соответствии с трудовым соглашением (контрактом). С одной стороны, очень жаль, что мы не сможем использовать такую информацию, поскольку именно эти сведения больше подошли бы для оценки стандартного уравнения заработной платы. Масштабы задолженности по зарплате, нерегулярность ее выплат приводят к тому, что реально полученная респондентом заработная плата существенно отличается от контрактной. Однако такая ситуация характерна в основном для работников государственных предприятий. С другой стороны, для работников частного сектора в трудовых договорах указывается, как правило, низкая сумма заработной платы, а реально получаемые деньги превышают эти цифры. Поэтому в последнем случае рассмотрение контрактных условий привело бы к получению заниженных данных о размерах выплат на приватизированных предприятиях.

Другими переменными стандартной модели человеческого капитала являются: число лет обучения (или уровень образования), потенциальный опыт на рынке труда и профессиональный опыт на данном рабочем месте (с данным работодателем).

1. Переменная SCH обозначает число лет обучения. Данные опроса позволяют определить суммарное количество лет, затраченных респондентом на образование, непосредственно из ответа на соответствующий вопрос. Помимо этого, мы можем определить значимость получения каждого уровня образования: неполного среднего, полного среднего, среднего специального, незаконченного высшего, высшего. Иными словами, мы можем включить в эконометрический анализ показатели наличия определенных образовательных сертификатов или их отсутствия.

2. Переменная EXP характеризует опыт на рынке труда. Данные опроса позволяют определить реальный стаж работы непосредственно из ответа на вопрос об общем количестве лет, которое респондент отработал.

3. Переменная SPEXP обозначает «специфический человеческий капитал» или профессиональный опыт, накопленный на данном рабочем месте, с данным работодателем, и рассчитывается на основе ответа на вопрос «С какого времени (укажите месяц и год) Вы заняты на основной работе?».

Описание модели

Исходя из данной в предыдущем параграфе характеристики переменных, можем представить следующие эконометрические модели.

Стандартное уравнение заработной платы Дж. Минцера:


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше