Уровень заработной платы и уровень образования в советский период.
Уважаемый читатель! На данной странице нашего портала вы увидите цикл статей на тему «Экономическая социология». Чтобы вам было удобно читать весь материал разделен на части подобно обычной книги.
Читать предыдущие записи | К оглавлению | Читать дальше |
отметим обстоятельную статью о социальном расслоении и профессиональной сегментации рынка труда О.И. Шкаратана и Н. Е. Тихоновой1. Среди исследований экономистов следует выделить важную работу К. Сабирьяновой и Д. Нестеровой2, основанную на панельных данных РМЭЗ за 1994-1996 гг., в которой вопрос влияния инвестиций в человеческий капитал на дифференциацию в заработках индивидов и возможностях их занятости был очень подробно освещен. Отметим также исследование дискриминационных различий в заработной плате К. Кац в конце 80-х годов на основе данных социологических опросов в Таганроге. Проблема оценки дискриминационных различий в заработках не менее актуальна и сегодня. В связи с вышесказанным наша работа по оценке вклада личных характеристик в неравенство в заработной плате может быть рассмотрена в качестве дополнения к уже проведенным исследованиям, а также как основа для интересных и, надеемся, плодотворных продолжений.
2.2.2. Уровень заработной платы и уровень образования в советский период
В СССР, на наш взгляд, уделялось недостаточно внимания вопросу о денежных выгодах инвестиций в высшее образование. Отчасти, это было связано с "бесплатностью" обучения, т.е. высшее образование представлялось практически чистым общественным благом, широко доступным и охватывающим большую часть населения. Другая причина, по нашему мнению, заключалась в том, что наряду с денежной заработной платой в существовавшей системе экономической мотивации труда большую роль играли (да и сейчас продолжают играть) натуральные выплаты и льготы: преимущества в получении государственного жилья, продовольственные пайки, дачи, спецбольницы, дома отдыха и т.п. Причем эти выплаты и льготы занимали в системе вознаграждения труда гораздо большее место, чем натуральные выгоды в практике оплаты труда в рыночных экономиках за рубежом.
Доля натуральных выплат во всей сумме вознаграждения за труд была неодинакова для различных категорий рабочей силы (занятий). Поэтому различия в денежной заработной плате могли быть даже не пропорциональны различиям в размерах трудовых вознаграждений в целом. Фактически, сегодня система оплаты труда также мало соответствует производительности работника и его квалификации, как и в советские времена. Следовательно, в сегодняшних условиях все еще нельзя по различиям в денежной заработной плате уверенно судить о различиях в вознаграждениях различных видов труда. Данные о натуральных выгодах обычно крайне скудны и/или недоступны исследователям, что, очевидно, затрудняет проведение исследований неравенства в заработной плате. Таким образом, сегодня мы можем получить лишь самые грубые оценки эффективности вложений в образование.
Статистические данные об уровнях заработной платы в зависимости от полученного образования говорят о том, что зависимость заработков от уровня образования в 80-е годы в нашей экономике была очень слабой. На основе данных о распределении рабочих и служащих по размеру заработной платы в зависимости от уровня образования В. И. Моргуновым была рассчитана средняя и медианная величина заработной платы для рабочих и служащих с различным уровнем образования. Результаты расчета приведены в таблице (Табл. 5):
1 Шкаратан О. И., Тихонова Н. Е. Занятость в России: социальное расслоение на рынке труд» //
Мир России, № 1, 1996.
2 Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научные доклады фонда РПЭИ, № 99/04, декабрь 1998.
Читать предыдущие записи | К оглавлению | Читать дальше |