Качества, необходимые человеку для достижения успехов. Продолжение.


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице вы увидите цикл статей на тему «Экономическая социология». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части подобно обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Разрушение советской системы не смогло быстро уничтожить и прежние психологические установки. Длительность переходного периода, непоследовательный характер реформ свидетельствуют о том, что в значительном объеме продолжают существовать порожденные тоталитарной системой социальные образцы и ценности, воспроизводящие общие рамки социального порядка. Именно поэтому социальные институты советского типа по-разному переходят и адаптируются к новым условиям существования. В сфере образования, несмотря на описанные ранее позитивные сдвиги внешнего характера, продолжают действовать, судя по результатам опросов ВЦИОМ, советские установки.

В свете вышесказанного отметим, что причины кризиса системы образования 90-х годов, судя по всему, не сводились только к проблемам финансирования образования. Финансы - лишь выражение ценности образования в глазах общества. Соответствующие цели перестали быть значимыми для тех, кто считал, что он их определяет и имеет для этого соответствующие ресурсы.

Нынешняя структура образования все-таки пока находится в кризисном состоянии. Несмотря на бурное развитие в последние годы новых направлений обучения, очевидна крайняя необеспеченность всех социальных сфер - права (практически гарантирующих лишь государственные интересы), экономики (в системе распределительной экономики это, главным образом, специалисты учета и производства - бухгалтеры и товароведы, а не собственно экономисты и управляющие), отсутствие социальных наук как таковых, а значит, и соответствующих специалистов, готовых решать проблемы сложного развитого общества. Основная ориентация образования заключается не в формировании мотивации к творческому подходу, саморазвитию и повышению своего потенциала, а в сохранении ее на общем среднем уровне, характерном для большинства населения. И проблемы системы образования сводятся к изменению фундаментальных установок и ценностей населения, блокирующих принципиальное реформирование самой схемы системы.

В заключение этого параграфа хотелось бы высказать некоторые предположения и гипотезы, которые, как мы ожидаем, будут подтверждены нашим эмпирическим анализом. Судя по представленным выше оценкам индивидами образования, скорее всего, нормы отдачи от инвестиций в получение высшего образования будут очень малы. Если по расчетам зарубежных исследователей в случае самой низкой оценки вклада образования в формирование заработной платы этот показатель составлял 6%, то в России переходного периода, как нам кажется, он будет еще меньше. Обоснование подобным утверждениям можно найти в приведенном выше анализе ценностных установок респондентов, а также в других исследованиях.

В США, например, почти две трети юношей и половина девушек согласились, что "главная выгода от поступления в колледж - возможность получения более высоких заработков в будущем"(Табл. 3).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше