Качества, необходимые человеку для достижения успехов.


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы увидите цикл материалов под общим заголовком «Экономическая социология». Для удобства чтения весь материал разделен на страницы подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Таблица 2. Качества, необходимые человеку для достижения успехов (ноябрь, 1995г.).

Место

Все ответившие

Работники моложе 25 лет

Работники старше 55 лет

1

Наличие связей, знакомств

Наличие связей, знакомств

Способность к спекуляции и махинациям

2

Наличие

родственников с

высокими

должностями

Деловитость, энергичность, способности

Наличие связей, знакомств

3

Деловитость,

энергичность,

способности

Наличие родственников с высокими должностями

Наличие родственников с высокими должностями

4

Склонность к спекуляции и махинациям

Склонность к спекуляции и махинациям

Деловитость, энергичность, способности

5

Подхалимаж

Высокая квалификация

Подхалимаж

Источник: "Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения" - М., ВЦИОМ, № 2, 1996.

В сознании респондентов оплата труда не зависит от полученного образования и непосредственных усилий работника. По результатам вышеупомянутого опроса ВЦИОМа, главным фактором, сдерживающим повышение качества и количества труда, являлась его низкая оплата. Если же учесть также, что интенсивность и качество фактического труда зависит от задержек с выплатой зарплаты, то на долю этого фактора (оплаты труда) приходилось 79% прироста производительности труда в среднем, а у молодежи - 82%. Лишь каждый пятый считал, что улучшение работы зависит в первую очередь от него самого. В основном качество труда определяется ситуацией на предприятии (30% ответивших) и в стране (28% ответивших).

Не образование, а «корочки», диплом, свидетельство об образовании являются необходимым условием для карьеры. Такие убеждения могли легко возникнуть в постсоветском обществе, вернее, они все еще продолжают в нем существовать. Виноваты в том не только структура производства, где преобладают примитивные технологии и большая часть рабочей силы занята неквалифицированным трудом, но и наследие прежней системы, которая подавляла импульсы к личным достижениям.

Сегодня в России мы можем наблюдать не просто «общество с пониженным тонусом, а с перевернутой структурой мотивации: носители знания, культуры, просвещения не воспринимаются в качестве обладающих чем-то особенным, что могло бы составить предмет вожделений для низкостатусных групп, обеспечивать в их глазах престиж, авторитет или материальное благополучие и обеспеченность. Напротив, ценным представляет то, что может быть у всех и каждого»1. Таким образом, образование и ценностные сферы оказываются разделенными в современной России.

См. Гудков Л. Кризис высшего образования в России // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения ВЦИОМ. № 4, 1998. - С. 33.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше