Ценностные ориентации работников.


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы найдете обширный цикл интересных статей по теме «Экономическая социология». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

общественной значимости и востребованности этого сектора российской системы образования свидетельствует наличие конкурса (в среднем 1,5 человека на одно место), введение платных программ (в 1997 г. доля студентов, обучающихся в ССУЗах на платной основе, составила 17,4%), а также появление негосударственных ССУЗов (в

31

1997 г. их количество достигло 100) .

Статистические данные свидетельствуют и о заметных изменениях в характере подготовки специалистов среднего уровня, происшедших в 90-е годы. Сократилась подготовка по техническим специальностям, тогда как она возросла по экономическим и правовым направлениям. В настоящее время структура подготовки в большей мере соответствует как интересам учащихся, так и специфике рынка рабочей силы. Обеспечению необходимого качества среднего профессионального образования способствовали государственные стандарты, которые начали вводиться в 1 997 г.

Свидетельством позитивных тенденций в развитии российского общества является повышающийся спрос на высшее образование. Несмотря на сокращение бюджетного финансирования, начиная с 1992 г. выросло количество вузов (на 15%), число студентов в них хоть и не достигло пока уровня середины 80-х годов, но все-таки

стабильно увеличивается и, возможно, скоро приблизится к показателям высшего

32

образования в СССР 1 . Кроме того, с 1 992 г. увеличивается прием в государственные вузы. Можно сказать, что высшее образование России преодолело спад 1992-1995 гг. По числу студентов (207 человек на 1 0000 населения) и выпускников (30 человек на 10000 населения) Россия находится в группе развитых стран2.

Однако здесь следует отметить, что рост показателей по всем вышеуказанным направлениям создается за счет коммерческих вузов или создания в государственных вузах мест, позволяющих студентам обучаться на договорной основе за определенную плату. Это может свидетельствовать о том, что определенная часть населения во имя получения высшего образования готова идти на значительные по российским меркам затраты. Негосударственные вузы более гибко реагируют на требования рынка рабочей силы и складывающиеся в стране экономические условия. Надо заметить, что они в большей мере, чем государственные вузы, ориентированы на работающих студентов, в том числе получающих второе высшее образование. Вместе с тем частные учебные заведения создают основу для дифференциации системы образования, предоставляя редкие услуги за определенную плату, выделяя тем самым из числа потребителей малообеспеченные слои населения.

2.1.3. Ценностные ориентации работников

Либерализация экономики привела к более целенаправленному обучению и выработке профессиональных навыков. Люди начинают реагировать на рыночные сигналы. По мере роста дифференциации в оплате труда работники стремятся овладеть такими навыками, которые позволят им перейти на более высокооплачиваемую работу. Для рабочих, высвобожденных в результате реорганизации их предприятия, приобретение новых профессиональных навыков может повысить их шансы в процессе поиска другого места работы.

 См. "Российский статистический ежегодник" - М., 1998.

 «Доклад о развитии человеческого потенциала в России за 1998 год» - М., 1998.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше