Состояние системы образования в современной россии. Продолжение.


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице нашего сайта вы увидите цикл материалов под общим заголовком «Экономическая социология». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал удобно разделен на разделы подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Как уже было отмечено ранее, Россия унаследовала от СССР хорошо развитую систему образования, которая функционировала главным образом на основе государственного обеспечения и финансирования. Сегодня финансирование образования производится в крайне ограниченных масштабах. За последние 15-20 лет расходы государственных ассигнований неуклонно снижались, а ограничения, связанные с переходным периодом, серьезно усугубили положение. В 1 995 г. государство тратило на

27

образование лишь 4,3% ВВП , а сейчас этот показатель составляет менее 3%. Большинству вузов трудно работать в жестких условиях рынка. Высшая школа все-таки не нацелена на расширение платных образовательных услуг. Об этом свидетельствует и то, что за последние годы абсолютные размеры и доля внебюджетных доходов в едином фонде финансовых средств снизились1. Кризис бюджетного финансирования образования стимулирует развитие платного обучения и получение с родителей денежных взносов за различные услуги. Если подобная практика будет расширяться (а в условиях безденежья вузов это вполне очевидно) и не будет сопровождаться мерами, обеспечивающими адекватную компенсацию расходов на обучение, усилится неравенство в доступе к образованию.

По мере расширения платного обучения в государственных учебных заведениях, появляется все больше частных учреждений образования. В 1 996 г. в России насчитывалось 525 негосударственных средних школ и около 200 высших учебных

заведений такого рода2. Возникновение частных учебных заведений порождает стремление приватизировать существующие государственные и управлять ими на коммерческой основе.

Одним из важных изменений в российском образовании стало значительное увеличение в 90-е годы числа школ с углубленным изучением отдельных предметов или же группы предметов (т.е. с определенной профессиональной ориентацией), а также школ, дающих более качественное образование в целом. В то же время сократилось количество обучающихся в ПТУ, призванных готовить рабочую силу невысокой квалификации. Это во многом результат крупных структурных изменений в промышленности и порожденных ими сдвигов на рынке труда. Отказ крупных предприятий финансировать эти учреждения начального профессионального образования и выступать основными работодателями для их выпускников побуждает местные власти переориентировать эти учебные заведения, предназначенные в первую очередь для подготовки рабочей силы, на сферу услуг. Одновременно все чаще в ПТУ создаются производственные и сервисные подразделения соответствующего профиля с целью обеспечить дополнительное финансирование и привить ученикам практические навыки рыночной экономики.

Вместе с тем перемены в экономике повысили спрос на квалифицированную рабочую силу в непроизводственных областях, на услуги соответствующих учреждений среднего профессионального образования, количество которых в течение последних семи лет стабильно растет. В 1994 г. наметился подъем в развитии ССУЗов3. Об

 Бабич А. М., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы Казань, 1996.

 "Россия в цифрах" - М., 1996.

 См. "Российский статистический ежегодник" - М., 1998.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше