Состояние системы образования в современной россии.


Уважаемый читатель! На этой странице нашего проекта вы увидите цикл интересных статей по теме «Экономическая социология». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

социалистическая система образования и подготовки кадров, как правило, не принимала в расчет детей, имеющих специфические потребности. Дети-инвалиды, дети, отстающие в развитии или живущие в неблагоприятных социальных условиях, редко получали необходимую им специализированную помощь.

Образование и переподготовка взрослых, столь значимые для обеспечения профессиональной мобильности в рыночной экономике, не получали должного внимания, поскольку предполагалось, что работники будут постоянно работать на месте своего первого найма. Работников редко поощряли в их стремлении взять на себя ответственность за свое собственное обучение и профессиональную карьеру. Предприятия обеспечивали повышение квалификации на рабочем месте для своих сотрудников, но те из них, кто нуждался в переподготовке, чтобы поменять профессию, имели для этого весьма ограниченные возможности. Кроме того, большая часть программы подготовки на рабочем месте имела мало практического смысла. Размер заработной платы на предприятиях часто жестко определялся уровнями квалификации и профессиональной подготовки, что вынуждало предприятия проводить во многом чисто номинальные мероприятия в этом направлении, так, чтобы рабочие формально могли удовлетворять предъявляемым требованиям.

Таким образом, несмотря на высокие достижения в области базового образования, равенство доступа к среднему образованию и определенные социальные ценности, система образования в СССР имела больше недостатков, чем достоинств, особенно при обучении в вузе. Теперь мы проанализируем, какие черты приобрела рассматриваемая отрасль в результате реформ.

2.1.2. Состояние системы образования в современной России

Происходящие в российском обществе глубокие экономические и политические преобразования коснулись практически всех элементов системы образования содержания, методов и форм обучения, приемов оценки результатов, управленческих структур, финансирования и т.д. Изначально суть происходящих изменений в самых общих чертах сводилась к двум основным задачам - сохранить те положительные моменты, которые были характерны для советской образовательной системы, с одной стороны, и, с другой, ориентировать подготовку на потребности, вытекающие из перехода общества к рыночной экономике.

Ключевыми тенденциями развития образования в России в 90-е годы являлись его децентрализация и адаптация к новым требованиям, порождаемым складывающимся рынком труда. При этом сложные и противоречивые процессы, происходившие в российском обществе, прежде всего быстрая и масштабная социальная и региональная дифференциация, поставили перед образовательной системой ряд новых проблем. В частности, большое внимание стал привлекать вопрос равного доступа к качественному образованию, особенно высшему.

Россия еще на пороге 90-х годов являлась одной из самых образованных стран мира, что подтверждалось данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, числом студентов на 10000 человек населения и другими показателями (доступность, всеобщность, бесплатность)1.

"Положение детей в мире" - 1990 г., ЮНИСЕФ.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше