Наследие советской системы. Продолжение.


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице нашего портала вы найдете большой сборник интересных статей по теме «Экономическая социология». Чтобы вам было удобно читать весь материал разделен на части подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

подготовки взрослых была относительно неразвита и, в основном, сводилась к обучению на рабочем месте на предприятиях. Высшее образование предоставляло университетское образование и определенную профессиональную подготовку для небольшой группы выпускников средней школы. В университетах не проводилось практически значимой научно-исследовательской работы, это было прерогативой научно-исследовательских институтов, находящихся в ведении отраслевых министерств и академии наук.

Наиболее положительным моментом системы образования и подготовки кадров при социализме был высокий уровень базового образования. Даже принимая во внимание некоторые искажения в статистических данных, СССР достиг высокого уровня грамотности по сравнению со странами, имевшими такую же величину ВВП на душу населения, и даже по сравнению с некоторыми странами ОЭСР. Пристальный контроль со стороны центра и стандартизация подготовки школьных учителей, программ и учебников, вероятно, явились факторами, обеспечившими достаточное равенство доступа к среднему образованию, практически полную грамотность, а также высокие стандарты решения определенного круга познавательных задач по некоторым предметам, таким, как математика и естественнонаучные дисциплины, которые государство считало экономически важными. Специальные школы для одаренных детей обеспечивали очень высокий уровень подготовки в области математики, естественных наук, иностранных языков, спорта и сценических искусств. Образовательные стандарты по некоторым медицинским специальностям находились на мировом уровне.

Социальные ценности также играли определенную роль в достижении высоких педагогических стандартов. В целом девочки имели равный доступ к образованию на всех уровнях. Существовали старые традиции выплаты стипендий студентам.

Среди негативных сторон наследия можно выделить централизованное планирование, а также политический контроль за профессорами и преподавателями, что нередко приводило к подавлению академических свобод, ограничению разнообразия и возможностей индивидуального выбора, способствовало догматизму в обучении и ограничивало поток информации, прежде всего в гуманитарных и общественных науках. Система образования и подготовки кадров была инструментом идеологического и экономического воздействия государства. Последствия этого отношения оказались крайне серьезными для экономических реформ.

В учебных заведениях различного уровня и профиля отсутствовало стимулирование эффективной деятельности, точно так же, как и в других секторах экономики. Не существовало стимулов для повышения финансовой эффективности. При практически полной занятости и искаженной структуре заработной платы не существовало методов определения результативности различных учебных заведений или университетских программ.

Доступ к получению образования на послешкольном и вузовском уровне был неравным. В вузах, как правило, обучались сыновья и дочери партийных работников и интеллигенции, эти слои использовали свое влияние для того, чтобы обеспечить место своим детям в элитной общеобразовательной средней школе или университете. Кроме того, технический персонал и руководители среднего звена, искавшие пути повысить свою квалификацию или пройти дополнительную профессиональную подготовку, имели крайне ограниченный набор вариантов за рамками традиционных университетских программ. Еще один источник неравенства состоял в том, что


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше