Наследие советской системы.


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего проекта вы сможете отыскать широкий сборник статей по теме «Экономическая социология». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал удобно разделен на разделы подобно стандартной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

На первый взгляд, наиболее обоснованным представляется подход, описывающий образование как способ достижения определенной позиции. Это связано с тем, что вплоть до конца прошлого века образовательные учреждения давали не профессию, а специфические жизненные установки, готовили людей для занятия определенных позиций в системе производства и потребления. И сегодня образовательные кредиты или квалификационные сертификаты все больше влияют на современное общество в том плане, что практически делают легальным неравенство в заработной плате и контролируют вход на рынок труда.

25

Бло и Данкен (Blau and Duncan, 1967) интерпретировали связь между образованием и профессиональными достижениями в рамках теории, в соответствии с которой разделение труда и необходимость эффективности производства сами гарантируют создание условий для распределения работников по позициям в социальной структуре. Индустриальное общество дает возможности для развития новых навыков и умений, генерации новых знаний, а кроме того, оно создает экономическую прибыль, которая позволяет государству финансировать получение образования гражданами. В то же время индустриальное общество воспроизводит и свою социальную структуру. Школы и другие образовательные учреждения, формально являясь открытыми заведениями, в реальности стремятся стать закрытыми организациями, поскольку родители пытаются превратить полученные ими в результате обучения преимущества в дополнительные возможности для своих детей. Следовательно, родители и рынок сталкиваются с государством в борьбе за ограниченные ресурсы и услуги, поскольку защищают противоположные цели.

Представленная теоретическая картина подходит для описания ситуации, сложившейся в сфере образования в СССР и продолжающей существовать в современной России. Сегодня лишь высокообеспеченные слои населения, выходцы из бывшей партийной номенклатуры могут позволить своим детям без особых проблем получить качественное образование. Для большей части населения, особенно для проживающих в отдаленных районах страны, таких возможностей становится все меньше. В ходе реформ институт образования приобрел много отрицательных характеристик, негативно сказывающихся на отношении к образованию россиян.

2.1.1. Наследие советской системы

Однако сначала было бы разумно показать то, что было накоплено в сфере образования в СССР. Тем более, что посткоммунистическая Россия унаследовала развитую систему образования и подготовки кадров, которая представляла собой продукт централизованного планирования и политического контроля. Система образования и профессиональной подготовки в СССР подчеркивала значение основ грамотности и профессионально-технического обучения для так называемых производственных отраслей, пренебрегая развитием творческого начала, разнообразия, а также идеологически опасных тем в социальных науках.

Общеобразовательная средняя школа готовила небольшое число учащихся для обучения в вузах. ПТУ, часто ориентированные на очень узкую профессиональноспециализированную область и, как правило, существовавшие на предприятиях, готовили квалифицированных и полуквалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства. Система обучения и профессиональной


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше