Роль института образования.


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы сможете найти большой сборник интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

отстает от западных стандартов, но в рамках анализа современного российского общества это достаточно обширная прослойка между высшим и низшим классами.

Рассматривая влияние личных характеристик работников, которые включают, прежде всего, уровень полученного ими образования и профессиональный опыт, следует отметить, что в целом социально-экономическое положение человека стало в большей степени зависеть не только от его профессии и квалификации, но и от сферы, в которой он работает (в коммерческой или производственной, на негосударственном или государственном предприятии, в иностранной или российской фирме). Но иногда эта зависимость проявляется очень причудливым образом. В ситуации общей неопределенности размываются прежние стандарты, привычные ценности теряют свою актуальность. Так, вспомогательные рабочие могут оказываться в лучших условиях по сравнению с рабочими основного производства, а дипломированные специалисты живут порою хуже, чем окончившие ПТУ, но владеющие большей экономической властью предприниматели. На первых этапах реформирования очень резко упали в цене опыт и квалификация работников среднего звена (особенно по техническим специальностям).

Данная часть нашей работы представляет собой попытку автора оценить на доступном материале влияние личных характеристик работников на распределение в заработной плате в России. Из предыдущего анализа мы помним, что образование является одним из каналов воспроизводства социального неравенства в обществе, а следовательно, и разницы в заработной плате. Поэтому в первой главе мы дадим анализ сдвигов, произошедших в системе образования, в результате реформ, если понимать данный институт как способ достижения определенного положения в обществе. В свете вышеописанных изменений, произошедших в России, было бы интересно рассмотреть процесс трансформации ценностных установок по отношению к образованию со стороны индивидов. В этой же части работы будут представлены результаты некоторых социологических исследований, касающихся мнения сегодняшних россиян об образовании и их влиянии на уровень заработков.

Во второй главе мы опишем результаты проведенной нами регрессионной оценки упрощенного и расширенного уравнений заработной платы в современной России, а также сравним полученные нами показатели норм отдачи от инвестиций в образование с известными нам исследованиями в данной области.

Глава 2.1. Роль института образования

Основываясь на анализе экономических и социологических подходов к объяснению причин неравенства в заработной плате, данных в предыдущих главах работы, теперь мы можем выделить два подхода к рассмотрению роли образования. С одной стороны, в соответствии с теорией человеческого капитала образование представляется фактически как производственное благо, дающее определенную отдачу в будущем. С другой стороны, образование может быть описано как способ достижения определенной позиции в обществе. Для экономистов это означает, что образование служит одним из способов распределения ресурсов на рынке труда, для социологов образование в этом случае ассоциируется с получением образовательных сигналов (дипломов, сертификатов и т.п.), оказывающих влияние на получение определенного

24

статуса .


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше