Вероятностный характер распределения заработков.


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице вы сможете найти большой сборник статей под общим заголовком «Экономическая социология». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

много. Недаром сам Вебер писал: «Только те люди, которые совершенно неквалифицированны, не обладают никакой собственностью и зависят от своей занятости, не имея постоянного занятия, имеют совершенно определенную классовую позицию»1. Для выделения же остальных групп четких критериев не существует.

1.2.3. Вероятностный характер распределения заработков

В предыдущих параграфах главы мы рассмотрели теоретические подходы социологов к анализу социального неравенства, которые серьезно отличаются от теоретических посылок экономистов. Однако многие ученые, используя эконометрические методы оценки и регрессионного анализа, стремятся опровергнуть результаты, полученные Минцером, Бэккером и др.

Ряд исследователей полагает, что процесс детерминации заработков носит вероятностный характер и складывается под действием случайных причин. С наибольшей последовательностью эта точка зрения приводится в книге коллектива авторов под руководством известного социолога К. Дженкса «Неравенство: переоцека влияния семьи и образования в Америке»2, где на обширном выборочном материале показано, что корреляция между образованием и заработками обнаруживается лишь для агрегированных, групповых величин, тогда как при анализе индивидуальных данных связь эта практически исчезает3. Таким образом, степень дифференцирующего воздействия образования на получаемые доходы в принципе не так уж ясна.

Относительно высокие нормы отдачи от получения высшего образования могут выражать, например, низкий уровень заработной платы для тех, кто сразу после школы идет работать. В то же время, если индивид понимает, что может рассчитывать на «денежную» позицию без посещения университета, то, возможно, для него имеет экономический смысл пойти по этому пути, хотя для «среднестатистического студента» в таких действиях не было бы никакого резона. С другой стороны, низкая норма отдачи от инвестиций в образование показывает, что молодые работники могут рассчитывать на сравнительно хорошие заработки и без обучения или что затраты студента на получение образования из собственного кармана превышают аналогичные издержки других студентов. Но если индивид имеет возможность позаимствовать деньги на эти цели у родителей, то его отдача от получения высшего образования вырастет.

Исследование Дженкса показало, что образовательные различия оказывают существенное влияние на профессиональный статус человека, тогда как широко распространенные оценки их влияния на различия в доходах сильно завышены. Более того, согласно полученным оценкам, все факторы, влияющие на уровень доходов, происхождение, генетический потенциал, пол, возраст, цвет кожи, образование, профессия и другие - способны объяснить не более 22% всех различий в заработках. Отсюда был сделан вывод, что заработки зависят главным образом от чисто случайных причин - «удачливости», «везения» человека. Действительно, обзор различных исследований свидетельствует, что редко кому удавалось объяснить более 30% различий в индивидуальных заработках, а чаще всего коэффициент детерминации

 Вебер М. Основные понятия социальной стратификации // СОЦИС, 1994, № 5. С. 150.

 Jencks C. et al. Inequality: A Reassesment of the Effect of Family and Schooling in America, N. Y.,

1972.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше