Анализ социальной структуры в рамках веберовского подхода.


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице нашего проекта вы сможете найти большое собрание статей по теме «Экономическая социология». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал удобно разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Вебер утверждает плюралистический подход к анализу социальной структуры. Класс в его теории представляет своего рода отражение рационального устройства рынка. То, что люди получают, и то, что они делают, зависит от их «жизненных шансов». Социальный класс является функцией общей оценки «жизненных шансов», которые определяются не только их текущим положением на разных рынках, но рассматриваются как продукт специфических карьерных возможностей. Класс, другими словами, - это люди, находящиеся в одной классовой ситуации, т. е. имеющие общее положение в экономической сфере: сходные профессии, одинаковые доходы, приблизительно одинаковое материальное положение и т. п.

Веберовский многосторонний подход послужил основой для различных стратификационных исследований и получил дальнейшее развитие в работах многих неовеберианцев, дополнивших исходную теорию интересными элементами. Мы выделили отдельные важные работы в этой области.

Наиболее последовательным ученым в плане анализа социальной структуры в рамках веберовского подхода является У. Г. Рансимен. По его мнению, различия между группами, обладающими одинаковыми позициями на рынке, определяются не неравенством в доходе или в профессионально-должностном положении, а тремя функциональными критериями, характеризующими наличие или отсутствие экономической власти: размерами собственности, возможностями контроля и рыночными позициями (marketability) 13. Последний критерий означает обладание, закрепленное в образовательных сертификатах (formal credentials) или другим способом, определенными способностями и квалификацией, необходимыми для выполнения части работы в процессе производства (или распределения, или обмена).

Очевидно, что существует широкий выбор рыночных ситуаций, основывающихся на современном разделении труда. Те, кто продают свою рабочую силу, могут получить выгоду или проиграть множеством различных способов. Некоторые группы могут потребовать вознаграждение за свои специальные навыки или квалификационные сертификаты, другие могут извлечь рыночную выгоду из стратегической позиции, занимаемой ими в процессе производства. Рынок - это арена, на которой все профессиональные группы косвенным образом соревнуются друг с другом. Каждый стремится максимизировать свою долю: большая часть для одних означает меньшую часть для других.

В современных обществах (У. Г. Рансимен имеет в виду промышленно развитые страны, такие, как Великобритания) профессиональное положение является важнейшей социальной ролью, поскольку наличие оплачиваемой работы выступает наиболее очевидной детерминантой жизненных шансов. Однако многие люди не имеют профессионального статуса совсем, поскольку нетрудоспособны, не нуждаются в работе или их рабочая деятельность уже в прошлом. Поэтому помимо очевидных детерминант социального положения человека в обществе, необходимо учитывать и такие факторы, как социальный престиж, политические взгляды и т.д.

Многокритериальный подход получил отражение во многих эмпирических исследованиях, посвященных разным социальным группам. К «классическим» образцам сегодня можно отнести исследование рабочих «Кембриджской группой» (Дж. Голторп и др.), мелкой городской буржуазии (Ф. Бичхофер и др.), сельских фермеров


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше