Место работника в социальной иерархии доходов.


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице вы по достоинству можете оценить большое собрание статей под общим заголовком «Экономическая социология». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

только когда нет этой возможности - обращаются к банкам. Очевидно, что разные люди сталкиваются с разными проблемами на рынке капиталов. Ребенок из более обеспеченной семьи может рассчитывать на более значительную помощь родителей или на предоставление банковского кредита на более выгодных условиях. Дети из бедных семей чаще всего не имеют достаточной поддержки со стороны родителей (чаще случается так, что им приходится быстрее закончить школу и начать зарабатывать себе на жизнь).

Неравенство в финансовых возможностях и, как следствие, неравенство в доступе к образованию может привести к разнице в заработках. Как видим, сторонники теории человеческого капитала не отказываются полностью от причин социального характера в объяснении различий в заработках, но они отводят им второстепенную роль.

Отдельные экономисты, объясняющие место работника в социальной иерархии доходов его социальным происхождением, в качестве измерителей последнего используют показатели семейного дохода, уровень образования родителей, профессиональный статус главы семьи и т.д. По мнению этих исследователей, образование выступает как посредник, преобразующий неравенство в социальном происхождении в неравенство доходов. Это один из основных каналов, по которому экономическое неравенство передается от поколения к поколению, но образование не создает его.

Другим каналом влияния социального происхождения на заработки является передача ценностных установок, мотиваций и стереотипов поведения. Уровень образования родителей может оказывать большое влияние на детей причем это касается почти всех стран и типов семей. Прежде всего, родители могут повлиять на качество получаемого ребенком образования, мотивировать его к посещению школы и получению знаний, информировать о возможностях дальнейшего обучения. В случае если доступ к получению высшего образования ограничен, родители могут служить «инструментом» к преодолению подобных препятствий.

Во-вторых, дети из более привилегированных семей могут иметь преимущества при получении хорошо оплачиваемой работы. Возможно, что родители сами активно занимаются поиском работы для своих детей, или, например, находясь на высокой позиции в профессиональной иерархии, воспитывают в детях определенные качества, необходимые для получения аналогичной работы. Таким образом, социальное происхождение может быть важнейшей причиной воспроизводства экономического неравенства, даже помимо его влияния на уровень образования.

По оценкам С. Боулса, различия в достигнутом уровне образования на 52% объясняются неодинаковым социальным происхождением индивидуума9. В целом же влияние социальных факторов на заработную плату в 1,8-3,9 раза превосходит влияние наследственности. Отсюда следует, что для преодоления экономического неравенства необходимо коренное преобразование социальных основ общества.

Таким образом экономическая теория подходит к рассмотрению влияния социальной структуры общества на возможности получения образования, а следовательно, и более высокой заработной платы. Экономисты считают возможным преодолеть экономическое неравенство через изменение социального расслоения населения. Но


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше