Неравенство возможностей.


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего портала вы увидите обширный цикл материалов по теме «Экономическая социология». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы подобно стандартной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Поступление в высшее учебное заведение возможно только после окончания школы или другого среднего учебного заведения, а сама возможность окончания учебного заведения зависит еще и от того, насколько успешно справляется индивид с программой и проходит экзамены. Можно ожидать, что студент, обладающий большими способностями, получит более высокую отдачу от своих инвестиций в образование при прочих равных, чем все остальные, менее способные студенты.

Во-вторых, различие в способностях в теории человеческого капитала напрямую связано с получением заработков. Безотносительно к их вкладу в процесс обучения, хорошие способности означают квалификацию и, следовательно, могут поднять уровень заработной платы. Например, более способный адвокат зарабатывает больше, чем не способный к такой деятельности. Это, однако, не означает привлекательность получения образования для самых способных, ведь они могли бы получать более высокую заработную плату и без соответствующей подготовки. Тем не менее, обычно в теории человеческого капитала предполагается, что способности и образование дополняют друг друга. Эффект от влияния способностей на величину заработков увеличивается по мере получения образования: положительная корреляция, наблюдаемая между способностями и числом лет обучения, отчасти подтверждает это утверждение (Минцер, 1974) .

В большинстве исследований умственные способности измерялись коэффициентом интеллекта (Intellectual Coefficient) и другими тестовыми показателями. В связи с этим некоторые экономисты стали утверждать, что значение природных способностей в концепции человеческого капитала занижено из-за несовершенства существующих методов измерения. В серии исследований П. Тобмэна показано, что на долю генетического потенциала приходится 45% различий в заработках, на долю социального происхождения - 12%, тогда как на долю образования (в той мере, в которой оно является посредником в передаче более глубинных факторов) - всего лишь около 6% .

Отсюда делается вывод, что достичь более равномерного распределения в заработках в принципе невозможно, так как значение факторов, находящихся под контролем индивида, крайне невелико. Изменению поддается лишь распределение вторичных доходов (при помощи налогообложения, трансфертов и т.д.).

Неравенство возможностей

В научной среде существует и другая точка зрения на причины неравенства в заработках. Дело в том, что структура заработков определяется, прежде всего, факторами не биологического, а социального контроля, которые также лежат вне сферы влияния индивидуума.

В экономической теории эта проблема сводится к вопросу о заимствовании финансовых средств на получение образования (что, например, неактуально для России, где такой вид кредитования мало развит). В промышленно развитых странах условия предоставления займов студентам на получение образования чаще всего зависят от размера ссуды и личности того, кому предоставляется займ. Изначально студенты все-таки предпочитают «занимать» средства у родителей и родственников, и


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше