Недостатки теории человеческого капитала.


Уважаемый посетитель! На текущей странице нашего портала вы сможете найти цикл статей на тему «Экономическая социология». Для удобства чтения весь материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

которой и получаем частную норму отдачи.

В нижней части таблицы представлены рассчитанные по приведенным данным нормы отдачи от образования при различных составляющих знаменателя. Как видим, прибавление 1 000 в год прямых издержек на образование уменьшает норму отдачи только на 1,5%, а если учитывать налоговые льготы, то нормы отдачи возвращаются фактически к своему первоначальному значению. Если учитывать льготные кредиты, предоставляемые для обучения в университете, то студент выигрывает примерно 2000 в виде невыплачиваемых процентов (при ставке в 1 0% и сумме займа 6000). Эта сумма увеличивает частную норму отдачи от образования до почти 18% для мужчин и 23% для женщин. Если же студент покрывает все затраты из своего кармана, то нормы отдачи уменьшаются фактически на 1/3.

Недостатки теории человеческого капитала

Следует отметить, что Чизвик и Минцер рассматривали годовые заработки и в их выборку были включены не только наемные работники, но и самозанятые, распределение доходов для которых отличается от традиционных представлений. Учет их в анализе объяснялся тем, что другие данные были недоступны. Однако надо учитывать, что теория человеческого капитала не может быть применена к самозанятым или к живущим на доход от капитала в том же виде, что и к наемным работникам. Подобная критика будет уместна и для других работ в этой области6.

В теории человеческого капитала есть и другие недостатки. Во-первых, приведенное выше выражение для оценок зависимостей между уровнем заработной платы и количеством лет обучения и стажа может быть по-разному истолковано. С одной стороны, эта формула предполагает безразличие индивида к выбору между различными потоками заработков (в реальной жизни это не так), то есть структурами профессий, каждая из которых требует определенного уровня образования, а этот факт также влияет на разницу в заработках.

С другой стороны, существует более традиционное объяснение модели. Образование делает труд работника более эффективным: чем больше количество лет обучения, тем выше производительность индивида. Если все работники одинаковы, то для каждого из них было бы рационально окончить школу в одно и то же время. В этом случае разница в заработках объяснялась бы лишь распределением «способностей» и финансовыми ограничениями («возможностями»).

Второй недостаток касается доступности информационной базы для научных работ: модель подразумевает расчеты на весь жизненный цикл, а исследования основываются лишь на анализе данных cross-section. Поэтому они не учитывают различий между когортами или реального пути, по которому изменялся размер заработков индивида в течение его жизни. Таким образом, расчеты модели распространяются не на весь жизненный цикл, а основываются лишь на одномоментном срезе реальности. В данном случае они не подходят для оценки различий в заработках между поколениями, хотя необходимость в этом возникает. Кроме того, модель не учитывает разницы в числе вступающих на рынок труда в каждой когорте.

Еще одним недостатком применяемого анализа норм отдачи является их малая


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше