Сущность концепции.


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы увидите цикл материалов по теме «Экономическая социология». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

принадлежит здесь исследованию Дж. Минцера (1958), который одним из первых применил концепцию производительных способностей индивида непосредственно к анализу распределения доходов и использовал стандартную функцию заработной платы для определения норм отдачи от инвестиций в образование. Отмеченные подходы были объединены в мощную теорию Г. Бэккером (1964), работа которого, до сих пор будучи наиболее фундаментальной, легла в основу современной концепции человеческого капитала и способствовала появлению огромного количества исследований по проблеме человеческого капитала.

Простейшая модель человеческого капитала основывается на следующих предпосылках:

- совершенная конкуренция на рынке труда, нет никаких ограничений в выборе профессии;

- все индивиды обладают одинаковыми способностями, не существует неравенства в физических способностях и в социальном происхождении;

- у всех индивидов имеется одинаковый доступ к рынку капиталов.

Если эти предпосылки выполняются, то профессии, требующие более длительной подготовки, обеспечивают своим обладателям более высокий заработок.

Предположим, что обучение занимает S лет, откладывая тем самым вступление на рынок труда. Каждый индивид работает одинаковое количество лет N, и не существует причин для прекращения трудовой деятельности раньше этого срока. Издержки получения образования сводятся лишь к упущенной заработной плате и полностью ложатся на плечи студентов (нет никаких грантов и стипендий). Предполагается, что каждый год после окончания обучения индивид получает заработную плату в размере Es, и в модели не существует безработицы. Решение о продолжении образования требует дополнительных финансовых средств, которые можно занять (у родителей, в банке и т.д.) под постоянную ставку процента r. В соответствии с этими условиями индивид выбирает количество лет обучения, согласно с потоком заработков, которые он желает получать в течение всего жизненного цикла, продисконтированных по ставке процента r. Продисконтированная сумма выгод должна быть по крайней мере такой же (или больше), как и сумма упущенных за S лет обучения заработков.

Если Eo - заработная плата, получаемая без образования, то

Это условие определяет распределение заработков при описанных выше условиях. Таким образом, разница в оплате труда прямо соотносится с количеством лет обучения.

Однако теория человеческого капитала не замыкается на этой чрезмерно упрощенной модели. В полученное выражение можно включать, например, годы трудового стажа

ЕХР (обучение на рабочем месте)

Здесь экономическая теория делает предположение лишь относительно количества лет работы, поскольку их легче всего отразить в модели. Предположение об уменьшении инвестиций в человеческий капитал с возрастом отражается в квадрате переменной EXP. Получается, что заработки растут в начале карьеры, а затем начинают падать в связи с сокращением инвестиций в обучение.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше