Теория человеческого капитала.


Уважаемый читатель! На текущей странице вы сможете отыскать большой сборник материалов по теме «Экономическая социология». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

отражающим степень неравенства. Рассчитываются и другие коэффициенты (децильные, квартальные и т.п.) для оценки степени распределения в заработках и доходах. Для объяснения этих показателей экономика труда предлагает большое количество теоретических моделей и подходов к оценке неравенства в заработках в зависимости от упомянутых нами ранее групп причин: неоднородности работников, неоднородности рабочих мест и несовершенства функционирования рынка труда. Поскольку рассматриваемая нами проблема касается только личных характеристик работников, то в первом параграфе данной главы мы дадим анализ модели отдачи от инвестиций в повышение качества рабочей силы. Во втором параграфе мы рассмотрим варианты дополнения этой модели параметрами неравенства в способностях и возможностях индивидов и оценки их вклада в объяснение разницы в заработках.

1.1.1. Теория человеческого капитала

Сторонники концепции человеческого капитала стремятся объяснять различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования, качество обучения, возраст, объем производственного опыта, продолжительность рабочего времени и т.п. В основном это факторы, находящиеся под контролем самого индивидуума. Он сам может решать, каким будет его образование, сколько и с какой интенсивностью трудиться в течение года, стоит ли повышать квалификацию и т.д. Уровень заработной платы работника оказывается в зависимости от его собственных усилий и от величины накопленных им знаний, навыков и способностей. Приверженцы теории человеческого капитала делают упор на рациональности поведения индивида, подчеркивая момент свободы выбора при определении им величины своего будущего дохода.

Сущность концепции

Согласно теории человеческого капитала, максимизируя свой доход на протяжении всего жизненного цикла, работник инвестирует средства и время в образование с целью повышения производительности, а следовательно, и оплаты труда. Издержки платы за обучение и «упущенные заработки» (не полученная в период обучения заработная плата) должны быть компенсированы в будущем.

Существуют частные (индивидуальные) и внешние (общественные) выгоды от получения образования. Первые представляют собой выгоды непосредственно для обучающегося (родителей, семьи). Вторые - это выгоды, получаемые другими людьми или обществом в целом. Однако все эти экстернальные эффекты достаточно сложно выразить количественно. Поэтому основной формой экономической отдачи от образования, которая применяется при анализе, является денежный эффект (рост заработной платы работника вследствие повышения его общеобразовательного и социального уровня подготовки). Таким образом, человеческий капитал, накопленный в ходе обучения, а также навыки, приобретенные во время работы, представляют собой ценность для потенциального роста заработков в будущем или получения более престижной работы.

Взгляд на производительные способности личности как на результат инвестирования, некий запас, способный приносить доход, впервые был представлен в работах В. Петти, А. Смита, А. Маршалла. Однако интенсивная разработка концепции началась в 50-60-е годы XX века, толчком к чему послужили эмпирические результаты, полученные Т. Шульцем (1961, 1971) и другими экономистами, статистически доказавшими влияние знаний на производительность труда и экономический рост. Важное место


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше