Стратегические альянсы [strategic alliances].


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить цикл материалов на тему «Экономическая социология». Для удобства чтения весь представленный материал разделен на части как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

• давление на контрагентов посредством использования компрометирующих материалов;

• применение силовых санкций в форме угроз и прямого насилия по отношению к

24

контрагентам .

Традиционный экономический взгляд на рыночные сделки предполагает, что они заключаются между автономными хозяйственными агентами, которые каждый раз принимают относительно независимые решения. Такого рода отношения в основном формальны, не специфичны и открыты. На место одного хозяйственного агента в условиях конкуренции всегда может прийти другой. Между тем, развитие деловых отношений приводит к образованию устойчивых связей между партнерами, которые приобретают менее формальный и более специфический характер, определяемый с учетом знания конкретных партнеров и выработки доверия к ним. Это означает

25

переход от разовых контрактов к отношенческим контрактам (relational contracting)1.

На основе отношенческих контрактов складываются формы интеграции разных бизнесов - горизонтального объединения самостоятельных хозяйственных агентов, которые независимы в финансовом и управленческом отношении, но имеют устойчивые и переплетенные деловые связи (см. Схему 2). Они включают:

• стратегические альянсы;

• деловые сети.

Стратегические альянсы [strategic alliances] определяются нами как деловые коалиции, основанные на устойчивых связях между независимыми партнерами, в том числе, на заключаемых ими скрытых контрактах.

Когда относительно устойчивые связи распространяются на достаточно широкий круг независимых хозяйственных агентов, формируются деловые сети [business networks]. Они представляют совокупность множественных переплетенных связей в рамках более

или менее разветвленной группы бизнесов, т.е. множественные стратегические

26

альянсы .

24

25

Подробнее о силовом способе регулирования контрактных отношений см.: Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования 1999. № 1. С. 56-65; Радаев В. О роли насилия в современных деловых отношениях // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 81-100; Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. Глава 3.

«Таким образом, безличные контрактные отношения замещаются контрактными отношениями, в которых облик сторон играет немаловажную роль» (Williamson O.E. The Economics of Governance: Framework and Implications /Langlois R.N. (ed.). Economics as a Process: Essays in the New Institutional Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 185).

О важности сетей для понимания поведения фирм и структуры бизнеса в целом см.: Кастельс М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе (под ред. В.Л.Иноземцева). М.: Academia, 1999. С. 492-505.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше