Средний класс в россии: количественные и качественные оценки. Продолжение 2.


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице вы увидите широкий сборник статей по теме «Экономическая социология». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на разделы подобно стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

душевые доходы из двух старших групп распределения по 20%-м доходным группам» [с. 90]. Тем самым, изначально были заданы границы среднего класса по доходу - не менее 40% в общей структуре населения по «ограниченной системе». Особенно это касается расчетов по базе ВЦИОМ, где переменная, сконструированная подобным образом, рассматривается в качестве основной, в то время как корректирующей переменной является субъективная оценка материального благосостояния. В итоге к среднему классу отнесены все те, кто попал в два верхних квинтиля по доходам («ограниченная система»), а также плюс к этим 40% те, кто оценил свое положение как «очень хорошее» и «хорошее» («расширенная система»). Возможно, что более релевантной переменной для определения численных границ среднего класса по критерию доходов как раз и является субъективная оценка материального положения. Это предположение обусловлено тем, что помимо того, что потенциальный представитель среднего класса должен не только обладать формальными характеристиками, но необходимо еще и чтобы он осознавал себя членом данной социальной группы. Ведь фиксация численных границ среднего класса не является самоцелью, а необходима для того, чтобы обеспечить возможность исследования различных моделей поведения среднего класса (потребительского, сберегательного, политического и т. п.). Более того, на этот момент стоит обратить внимание, если авторы предлагают использовать оценки размера и структуры среднего класса для формирования принципиально нового типа экономической политики [с. 15].

3. Насколько обоснованно использование такого подхода, в котором сочетаются индикаторы объективного и субъективного определения среднего класса одновременно? Что за социальное образование получается в результате этого? Что это дает для исследований среднего класса? Вероятно, более обоснованно применение не единого подхода для всех исследований по изучению среднего класса, а разнообразных, адаптированных для каждого исследования в отдельности. Конечно, это затрудняет сравнительные исследования, но при описании методики определения границ среднего класса в данном конкретном случае, это даст больше возможностей для исследования нового феномена. Также не вполне понятно, зачем использовать при определении границ среднего класса абсолютно все критерии, предложенные авторами в начале работы (см. с. 12), если данные информационной базы позволяют зафиксировать значение некоторых критериев только косвенным способом. Ведь в таком случае сопоставление результатов, полученных по разным базам, становится практически невозможным вследствие применения разных показателей.

В заключение хочется еще раз отметить тот факт, что наличие в работе спорных моментов способствует развитию дискуссии по исследуемой проблематике, позволяет вести речь не только об определении численных границ российского среднего класса, но и затронуть методические и методологические основы. И, несмотря на некоторые недостатки, работа представляет большой интерес для исследователей социальной структуры современного российского общества, а также для тех, кто участвует в разработке и принятии решений в области социальной политики.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше