Средний класс в россии: количественные и качественные оценки. Пальчикова О.


Уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего портала вы по достоинству можете оценить цикл материалов по теме «Экономическая социология». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал разделен на части подобно стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Средний класс в России: количественные и качественные оценки / Авт. коллектив: Е.М. Авраамова, Л.М. Григорьев, Т.Н. Космарская, Т.М. Малева (руководитель), М.В. Михайлюк, Л.Н. Овчарова, В.В. Радаев, М.Ю. Урнов; Бюро экон. анализа. М.: ТЕИС, 2000. 286 с.1

Пальчикова Ольга Владиславовна

Московская Высшая школа социальных и экономических наук E-mail: Mss001017@msses.ru

Последние годы наблюдается всплеск интереса к изучению российского среднего класса. С начала 90-х годов вышла масса работ, посвященных определению границ среднего класса, дебатам о его существовании, предложению способов ускорения процесса формирования среднего класса и т.п. При всем при этом, интерес к данной проблематике не только не ослабевал, но и усиливался, что объясняется, в том числе социальным и политическим заказами на подобные исследования. Однако до сих пор не было работ, в которых бы обобщались и систематизировались все предыдущие достижения в плане методики и методологии, сделанные в данной области.

Работа авторского коллектива под руководством Малевой Т. М. как раз восполняет этот пробел. Прежде чем предложить собственную методику расчетов границ среднего класса в России, авторы предлагают подробное и систематизированное описание уже проведенных другими авторами исследований российского среднего класса. То, что авторы не предлагают своего критического отношения к анализируемым работам, позволяет использовать данную главу как хорошее справочное пособие как тем, кто начинает проводить исследования в данной области, так и тем, кто данной проблемой интересуется уже давно. Предлагаемая работа позволяет взглянуть на проблемную ситуацию в целом и выбрать именно ту область исследования, которая интересна, актуальна или мало изучена.

Неоспоримым достоинством является то, что авторами были сформулированы методологические постулаты, на которых базировалось их собственное исследование, что способствует более глубокому пониманию как самого замысла исследования, так и полученных результатов.

Интерес представляют и проведенные расчеты количественных оценок среднего класса на основе трех информационных баз. Конечно, то, что в каждом из исследований был использован свой инструментарий, практически исключает возможность сравнительных описаний, но общая картина и общие тенденции описаны авторами достаточно наглядно.

Очевидно, что, как и любая научная работа, работа данного авторского коллектива помимо достоинств, содержит и ряд спорных моментов. Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

1. Одним из методологических постулатов исследования является то, что «средний класс в том смысле, в котором он существует на Западе, в России пока не сформировался, а если и существует, то в очень ограниченных масштабах» [с. 11].

Описание следующего этапа данного проекта по изучению российских средних классов см. в нашем журнале (Том 2, № 2, 2001).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше