Пятишаговая модель интервью. Подолжение 2


Уважаемый читатель! Находящийся на этой странице вы сможете отыскать обширный цикл статей под общим заголовком «Профориентационные технологии». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Рассмотрим пятишаговую модель процесса интервью, используемого в качестве основного метода консультирования.

1-я фаза - установление Главной предпосылкой эффективного интервью является открытость диа-

взаимопонимания лога, для чего требуется, как минимум, контакт и взаимопонимание ме-

жду участниками. Для достижения контакта необходимо, чтобы клиент поверил в доброжелательность и благорасположенность к нему консультанта и захотел поделиться информацией, а также личными, иногда весьма мучительными, переживаниями. Установление взаимопонимания начинается со знакомства. Во время знакомства при обращении к клиенту благоразумнее называть его по имени или же уточнить, какое обращение он предпочитает. Некоторые клиенты предпочитают неофициальное обращение по имени, а для других важно, чтобы к ним обращались по фамилии.

Интервью может начаться со вступления, заданного вопросом-предложением консультанта: Слушаю Вас, или Расскажите о себе, или Что привело Вас ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Стадия эта может длиться от нескольких секунд до десятка минут. Консультант дает информацию о своих возможностях, при этом решая проблемы установления контакта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента. Если в течение пяти минут отношения не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

Большинство обращающихся имеют небольшой опыт общения с социальными работниками или не имеют его вовсе, и поэтому с недоверием и опасением относятся к интервью. Многие расценивают просьбу о помощи в решении своих проблем как свидетельство о неудаче, слабости или собственной несостоятельности, а некоторые считают это даже унизительным (в особенности люди, не доверяющие другим).

Одно из средств для достижения взаимопонимания - проведение «разминки». Непосредственное, без предварительной беседы, обсуждение серьезных и спорных вопросов считается неуместным и даже невежливым. Успешно работают с клиентами социальные работники, придерживающиеся сдержанной и ненавязчивой манеры общения. При работе с большинством клиентов достаточно короткой «разминки». Непродолжительная беседа на нейтральную тему создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблем. Однако многие интервьюированные ожидают немедленного обсуждения своих проблем, и их беспокойство растет, если социальный работник медлит.

Обычно к признакам хорошего интервью относят следующие:

• клиент понимает логику беседы, это повышает его активность;

• респонденту интересно в ситуации интервью.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у консультанта. Первый на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие консультанта и клиента, которое может быть выражено примерно в следующей формулировке: я его чувствую, понимаю (консультант); меня слушают, я доверяю этому человеку (клиент).

2-я фаза - изучение После того, как клиент подготовлен к работе, следует начать изучать пропроблемы блему. Интервьюируемый начинает рассказывать о ней. Задача консультанта

заключается в том, чтобы разговорить собеседника, выразить понимание и получить информацию, необ-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше