Неформальное интервью


Уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице вы найдете большое собрание материалов под общим заголовком «Профориентационные технологии». Чтобы вам было удобно читать весь материал разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

шений, ответить на вопросы и преодолеть разногласия; прогнозировать ситуацию после решения проблемы.

4. Определение альтернатив. Нужно рассмотреть несколько альтернатив, предложенных клиентом или профконсультантом; выбрать среди предложенных лучший вариант; еще раз сформулировать желаемый результат, подтвердить принятое решение.

5. Обобщение (резюме). Определить с клиентом план его действий на ближайшее время, подтвердить готовность клиента к ним.

Основной формой проведения индивидуальной профконсуль-тации является беседа. В ходе беседы профконсультант получает сведения о состоянии здоровья человека, об общем уровне развития, мотивах выбора области профессиональной деятельности. Интервью является одним из основных методов получения информации как в профконсультировании, так и в профориентационной работе. В профконсультировании он используется как специальный метод анализа уникальности ситуации проблем клиента с целью создания для него большей мобильности в решении задач профессионального самоопределения.

Цель интервью в социальной работе сотрудников службы занятости - обмен информацией для выявления и профессионального решения проблем клиента, содействие созданию стратегий деятельности, направленных на улучшение качества человеческой жизни.

Конечно, вид интервью, его структура варьируются в зависимости от целей конкретной работы профконсультанта, от условий и методики проведения интервью, от клиента и фазы оказания помощи. Опытные профконсультанты лучше приспосабливаются к особенностям каждого конкретного случая. Тем не менее, качественные интервью имеют общую структуру, обладают определенными требованиями к формулировке вопросов и осуществляются путем использования интервьюерами ряда одинаковых приемов.

Рассмотрим, прежде всего, характеристики различных видов интервью.

3.1. Виды интервью

По степени формализации поведения интервьюера и респондента различают несколько видов интервью: от формализованного, полностью стандартизированного, до свободного, то есть минимально стандартизированного, интервью.

Метод опроса может быть формально структурирован, в этом случае каждый опрашиваемый получает абсолютно одинаковые вопросы (возможно в том же порядке). Именно такой вид интервью используется чаще всего при проведении массовых опросов.

Метод может быть и неструктурированным. В этом случае уменьшается возможность объективного сравнения мнений и оценок в обобщении полученной информации. Достоинством этого метода является гибкость в отношении к респонденту, так как непосредственная обстановка способствует искренности и полноте ответов на вопросы интервьюера. В то же время неструктурированное интервью предъявляет гораздо больше требований к профконсультанту. Остановимся подробнее на характеристиках различных видов интервью.

Свободное интервью. Проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, предлагаемая респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки - все зависит от индивидуальных особенностей опрашиваемого и интервьюера, от конкретной ситуации беседы.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше