Профконсультирование


Уважаемый читатель! На данной странице нашего проекта вы по достоинству можете оценить обширный цикл статей на тему «Профориентационные технологии». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал разделен на разделы подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

• как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - социологический подход;

• как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, - социальнопсихологический подход;

• как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, - дифференциально-психологический подход.

С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Яконцепция» индивида, отражающая его понимание, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно еще имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Основными средствами формирования профессионального самоопределения в системе профессиональной ориентации являются:

1. Профессиональная информация и просвещение - информирование человека о кадровом запросе рынка труда, о требовании профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особенностях выбора профессии.

2. Развитие интересов, склонностей и способностей в деятельности, приближенной к профессиональной. Это моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и творческом.

3. Профессиональная консультация - оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах, возможностях трудоустройства и обучения выбранной профессии, специальности.

4. Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

5. Профессиональная адаптация - процесс включения, вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах, правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информационные методы: лекции, беседа, экскурсия, работа с профессиональной, научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.

Для развития интересов, склонностей и способностей используются профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, творческие задания.

В процессе консультирования используются групповые и индивидуальные формы работы, профориентационные игры, ситуации, тренинг. В ходе профессиональной консультации необходимо осуществлять целостный подход и исследовать все сферы личности: мотивационно-потребительскую, эмоционально-волевую, характерологическую, интеллектуальную и коммуникативную.

Для профессионального отбора характерны специальные методики, направленные на выявление профессионально важных качеств, определения профессиональной пригодности. Основанием для выбора методик может служить схема построения личного профессионального плана. Такая схема включает следующие этапы:


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше