Резюмирование


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы увидите большое собрание статей на тему «Профориентационные технологии». Для удобства чтения весь материал разделен на разделы подобно стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Исследователями изучено воздействие различных типов самораскрытия, при этом признавалась разница между самораскрытием и самовлечением, участием. Второе предполагает использование выражений, отражающих личную реакцию на слова клиента. Например: Выслушав Вас, я был восхищен теми целями, которые Вы перед собой поставили или Я хочу поделиться с Вами своим мнением о том, что Вы только что рассказали. Напротив, суждения, связанные с самораскрытием, переводят внимание на социального работника. Их можно разделить на два типа: одни сообщают, что в прошлом социальный работник имел аналогичную проблему, другие говорят о насущной проблеме, аналогичной проблеме клиента.

Учитывая расплывчатость, а иногда неубедительность различных видов самораскрытия, при их использовании консультант не должен забывать о здравом смысле. Отметим, что клиенты чаще соглашаются на второе интервью, если социальный работник пользовался приемом самораскрытия умеренно. Однако такой прием не является главным средством для получения ожидаемой ответной реакции. Зондирующее высказывание в ряде случаях способствует большему самораскрытию клиента, нежели откровенные и рефлексивные реплики.

Поощряющая реплика. Чтобы облегчить изучение проблемы, консультант может пользоваться таким приемом, как поощряющая реплика. Он побуждает собеседника к продолжению рассказа. Например, небольшие напоминания о необходимости продолжить разговор включают краткие поощряющие замечания типа: да, понятно, однако, и что же дальше. Отношение к предмету разговора может быть передано не словами, а кивком головы, выражением лица и жестами, подтверждающими, что консультант воспринимает и старается понять сказанное. Иногда используются так называемые акцентирующие рамки, при которых повторяются с вопросительной интонацией слова или короткие фразы из предыдущего высказывания клиента, чтобы побудить его к продолжению разговора. Например, если клиент говорит: «Это произошло на самом деле из-за плохого отношения ко мне начальника на работе», консультант может ответить: «В самом деле?».

Приемы активного слушания. Приемы этого ряда помогают общению и достижению взаимопонимания посредством обратной связи с собеседником, подтверждающей, что его слушают и понимают. Соответствующие реплики устанавливают взаимопонимание и гарантируют поддержание тесного психологического контакта с собеседником.

Для обеспечения точности понимания респондента и создания благоприятных отношений могут быть использованы следующие виды рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, резюмирование.

Выяснение - это обращение к говорящему за уточнениями, что помогает сделать сообщение более понятным. Для этого полезными могут быть следующие фразы: не повторите ли Вы еще раз? я не понимаю, что Вы имеете в виду... не объясните ли Вы это?

Заметим, что эти замечания касаются только сообщения говорящего и ни в коем случае не манер его поведения. Когда внимание собеседника обращают на недостатки его поведения, он, как правило, начинает «защищаться» и создает тем самым трудности в общении.

Перефразирование. Часто для обеспечения обратной связи с респондентом, подтверждающей, что его понимают, интервьюер кратко формулирует уже сказанное клиентом, но своими словами.

Перефразирование может начаться следующими словами: как я понял Вас... как я понимаю, Вы говорите... Вы думаете... Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь... другими словами, Вы считаете...

Это дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а если его понимают неправильно, то своевременно внести соответствующие коррективы в сообщение.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше