Приемы ведения интервью продолжение


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице нашего проекта вы сможете отыскать обширный цикл статей на тему «Профориентационные технологии». Чтобы вам было удобно читать весь материал удобно разделен на разделы подобно стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

сультанта - способствовать формированию активной позиции клиента в решении проблемы его трудоустройства.

Целесообразно на этом этапе попросить клиента указать, что дала ему консультация. Если клиент не может подвести итог или он будет совершенно неожиданным для консультанта, это может свидетельствовать об ошибочных действиях социального работника. В этом случае необходимо продолжить работу с респондентом, предварительно тщательно проанализировав предшествующие этапы.

В заключение беседы консультант прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу.

Приемы ведения интервью

Качественные и количественные характеристики информации, полученной в интервью, во многом зависят от личностных и поведенческих особенностей интервьюера. Особенно важны характеристики поведения интервьюера при проведении свободного, неструктурированного интервью, то есть прежде всего в профконсультировании. Люди сообщают о себе гораздо больше информации, если чувствуют себя комфортно. В такой ситуации они намного свободнее разговаривают, чем в строгой, официальной обстановке, когда отнюдь не снимается подозрительность. Неуклюжий, чопорный или агрессивный интервьюер может добиться невысокой кооперации или даже враждебности со стороны респондента.

Чтобы способствовать появлению и сохранению доверительной атмосферы во время беседы, консультанту необходимо использовать ряд факторов и специальных приемов ведения интервью.

Нейтральность. Респондент будет чувствовать себя более комфортно, говоря на своем обычном языке (диалект, акцент, обычный стиль разговора) и чувствуя, что это не только не ограничивается, но приветствуется и ценится. Принятие языкового стиля и невербального поведения респондента поможет заверить его в том, что не будет никакого морального оценивания того, что он скажет.

Формальные позиции. В процессе взаимодействия интервьюер и респондент всегда занимают определенную позицию по отношению друг к другу. Она может быть описана в понятиях равенства и неравенства. Если консультант занимает позицию «над клиентом» и последний воспринимает его как «очень авторитетную фигуру», свои ответы будет стараться формулировать «правильно», что значительно снизит степень их искренности. В противоположном случае, когда респондент чувствует свое превосходство над интервьюером, его ответы будут, скорее всего, поверхностными и беглыми. Только позиция равенства консультанта и клиента является оптимальной.

Со стороны интервьюера должны быть явные, заметные свидетельства того, что он с равным вниманием слушает все, чтобы ни рассказывал клиент. В этом может помочь позитивное сочетание невербальных сигналов, таких, как открытые руки, видимые ладони, наклоны головы и улыбка. Все это облегчает работу с людьми, поскольку заставляет их чувствовать расположенность к интервьюеру.

Отрицательный образ - профессионал сидит, откинувшись назад, соединив пальцы «в купол», и от клиента его отгораживает огромный стол.

Проявления расположенности к собеседнику включают небольшую интерперсональную дистанцию (не более 120 см), достаточно интенсивный контакт глаз, больший наклон вперед.

Внимание к эмоциональному состоянию клиента. Важным условием для достижения взаимопонимания и его поддержания является внимание к непосредственному эмоциональному состоянию клиента в начале интервью. Например, если клиент расстроен, концентрация внимания на его чувствах и связанных с ними обстоятельствах приводят к ослаблению напряженности, которая может препятствовать консультированию. Более того, чуткость способствует установлению контакта, так как интервьюируемый начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного и проницательного.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше