Заключение


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице вы по достоинству можете оценить широкий сборник материалов на тему «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь материал разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Изучение факторов, определяющих неравенство возможностей в образовании, достаточно хорошо представлено в современных российских исследованиях. Как уже отмечалось, "самовоспроизводство" социальных классов через систему российского образования, вероятнее всего, обусловлено действием именно указанных причин.

Возможные механизмы их влияния были описаны выше, здесь же мы только укажем, что показатели и удаленности региона от центра, и степени урбанизации населенного пункта должны, безусловно, входить в число переменных при изучении факторов воспроизводства человеческого капитала.

Влияние финансового капитала родителей на доступ к образованию может, повидимому, быть описано через корреляцию показателей, характеризующих финансовые ресурсы семьи, с переменными "тип школы (обычная бесплатная или платная частная)", "обращение к дополнительным (платным) услугам по подготовке ребенка к поступлению в вуз".

Определение финансового капитала только на основании доходов, как это принято во многих зарубежных исследованиях, по-видимому, некорректно для российских условий, когда доходы не отражают реальную ситуацию с финансовыми ресурсами семьи. Возможно, в качестве дополнительной характеристики финансового капитала семьи следует учитывать ее материальную обеспеченность, как это было сделано, например, Матею для Чехословакии [56].

Среди факторов, влияющих на неравенство результатов образования, в российских исследованиях представлены: человеческий капитал (социальный статус) родителей, отчасти - финансовый капитал и гендер.

Роль финансового капитала так же, как и в не российских исследованиях, будет, повидимому, возрастать по мере взросления ученика. Даже при условии реформирования системы образования и введения государственного минимума образования [20: 186] расходы будут включать оплату дополнительных курсов, обеспечивающих формирование знаний, навыков и умений, выходящих за рамки стандарта, создание и поддержание материальной базы для занятий учащегося дома (компьютер, книги, посещение музеев, театров и пр.).

В то же время, по нашим предположениям, роль финансового капитала будет усиливаться под воздействием ориентированного на школу социального капитала (мотивация всех этих затрат) и, возможно, положительно коррелировать с объемом человеческого капитала родителей (установка на "самовоспроизводство").

Изучение роли социального капитала в образовании практически не представлено в российских исследованиях.

Наши предположения относительно влияния структурного социального капитала базируются на зарубежных исследованиях этого вопроса и российских работах в сфере социологии семьи.

Мы предполагаем, что число родителей и степень родства с ними (биологические или приемные) будут оказывать влияние на воспроизводство человеческого капитала на протяжении всего периода обучения ребенка. При прочих равных условиях наилучшие результаты в образовании будут демонстрировать дети, проживающие в семьях с двумя биологическими родителями

Количество братьев/сестер само может служить функцией от (а) материальной обеспеченности семьи (в менее обеспеченных семьях увеличение числа детей приводит к проблеме распределения ресурсов [56] и (б) уровня человеческого капитала


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше