Гендерные и этнические различия


Уважаемый читатель! Находящийся на этой странице нашего портала вы найдете большой сборник статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал разделен на части как, например, сделано у бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

(6) Тип школы, опосредующий влияние факторов (3) и (4).

Дальнейшее изучение эмпирических свидетельств участия указанных выше факторов в воспроизводстве человеческого капитала на материале зарубежных и российских исследований позволило выделить наиболее устойчивые связи (глава 2).

Так, при определении детерминант доступа к образованию (§ 2.2) оказалось, что эмпирические исследования устойчиво подтверждают влияние:

(1) Типа поселения:

Роль данной переменной усиливается при переходе на более высокие уровни образовательной системы (в старшие классы средней школы и высшие учебные заведения), причем существенным оказывается уровень урбанизации населенного пункта (подтверждается на материале США и России) и финансовые ресурсы данного региона, выделяемые на образование (США и Россия). В России, помимо этого, существенное влияние оказывает удаленность региона, в котором проживает учащийся, от центра (то есть Москвы и Санкт-Петербурга): чем больше расстояние, тем меньше образовательная эмиграция из региона и тем более "закрытой" в нем является система профессионального образования.

(2) Финансового капитала семьи, действие которого опосредуется (3) образовательной системой:

Сравнение результатов исследований, проведенных в США и Великобритании, показало, что роль материальной обеспеченности семьи выше в странах, где принята "поддерживающая" модель образовательной системы и, соответственно, отбор учащихся по способностям происходит на ранних стадиях (Великобритания). При этом исследователи отмечают, что влияние финансового капитала в такой модели возрастает при переходе от начальной школы к основной, затем к средней и далее - к высшей.

В России финансовые ресурсы родителей - едва ли не наиболее важный фактор, детерминирующий различия в шансах учеников на продолжение образования и его качество. Основная причина кроется, по мнению исследователей, в низком качестве образовательных услуг средней школы и коммерциализации образования.

На различия в "результатах" образования (§ 2.3), по мнению исследователей, влияют (в порядке убывания консистентности признаков):

(1) Социальный капитал семьи и ближайшего окружения (семейной общины, физического соседства, сверстников и друзей).

При этом наиболее устойчивой оказалась корреляция между уровнем и успехами в образовании и такой характеристикой социального капитала, как число родителей и отношения родства с ними (биологические или приемные). Наличие в семье двух биологических родителей позитивно влияет на успехи в образовании на протяжении всего периода обучения.

Следует отметить, во-первых, что наличие структурного капитала является необходимым, но недостаточным условием воспроизводства человеческого капитала, и, следовательно, необходимо создание условий, при которых этот социальный капитал будет позитивно влиять на образование. А это, в свою очередь, требует от исследователя изучения не только структурных характеристик социального капитала, но и контекста взаимоотношений (или процессуальных характеристик).

Во-вторых, как показали исследования, влияние социального капитала на воспроизводство человеческого капитала происходит как непосредственно, так и через


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше