Детерминант доступа к образованию


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего портала вы найдете обширный цикл материалов по теме «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал разделен на страницы подобно стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

усиление зависимости между объемом финансового капитала в семье и шансами на продолжение обучения;

• низкая социальная защищенность учащихся и студентов средних и высших учебных заведений и падение уровня жизни в целом по стране, что является источником усиления различий в уровне образования в зависимости от степени урбанизации места окончания школы, а также:

• региональное "замыкание" средних специальных и высших учебных заведений;

• последствия действия перечисленных факторов могут быть интерпретированы в терминах концепции культурного капитала, а именно: различия в качестве образования приводят к культурному дефициту у отдельных социальных групп, выделенных по критериям социального статуса, уровня урбанизации места окончания школы и региона проживания.

По мнению многих исследователей, именно факторы этой группы детерминируют различия в уровне и качестве образования в разных социально-экономических группах.

Вторая группа факторов определяет неравенство результатов и может быть описана в терминах концепции капиталов:

• профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов происходит, в первую очередь, под влиянием семьи (в значительной мере, матери), а уже затем - друзей; роль школы в этом процессе - минимальна;

• при этом решающее значение оказывает человеческий капитал родителей учеников.

3.3. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала в современной России

Обобщим результаты теоретической дискуссии и эмпирических наблюдений по вопросам образования человеческого капитала, рассмотренные в данной и предыдущих главах.

Анализ теоретических воззрений (§ 1.3) позволил нам выделить следующие основные факторы воспроизводства человеческого капитала:

I. На доступ к образованию влияют следующие факторы: (1 ) Тип поселения ученика.

(2) Финансовый капитал и

(3) Культурный капитал, действие которых опосредовано.

(4) Модель образовательной системы (поддерживающая или конкурентная).

II. Различия в уровне и продолжительности образования определяются воздействием таких факторов, как:

(1) Способности ученика (сугубо индивидуально), на которые, помимо генетических факторов, могут влиять такие социальные факторы, как:

(2) Гендер и этничность;

(3) Человеческий капитал родителей;

(4) Финансовый капитал семьи;

(5) Социальный капитал семьи и ближайшего окружения;


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше