Основные факторы воспроизводства человеческого капитала в современной россии


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего портала вы сможете найти широкий сборник интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на части как, например, сделано у бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

регионального "замыкания" учащегося контингента вузов характерна как для территорий, так и для факультетов" [27: 40]. В числе основных причин "замыкания" абитуриентов на своих региональных вузах назывались отсутствие средств для проживания, особенно в таких "дорогих" городах, как Москва и Санкт-Петербург", и сложная криминогенная ситуация [27: 41].

Такая же ситуация характерна для средних специальных учебных заведений: более 80% учащихся СПТУ живут в этом же городе [27: 21].

Очевидно, что в отсутствие единых образовательных стандартов и системы всеобщего тестирования знаний учащихся школ, такое региональное "закрытие" приводит к усилению разрыва в качестве подготовки рабочей силы, что, при низкой трудовой мобильности, приводит к усилению региональных диспропорций.

А.А. Овсянников ставит вопрос о качественном аспекте образовательного статуса в несколько иной плоскости. Он анализирует востребованность образовательной подготовки со стороны общества и приходит к выводу, что "несоответствие образовательного и профессионального статусов характерно для всех (по уровню образования) групп российской молодежи... Только около половины молодежи имеют образовательный статус, соответствующий выполняемой работе" [13: 149]. «Общество,

- отмечает он, - несет огромные потери из-за того, что значительная часть молодежи трудится на местах, не требующих такого уровня образования» [13: 148].

Такая постановка проблемы отсылает нас к вопросу использования человеческого капитала, что, однако, не является темой данной работы.

Как уже отмечалось, проводимые исследования не позволяют оценить роль социального капитала в воспроизводстве человеческого капитала у молодежи

Тем не менее, следует отметить, что, по данным исследований профессионального самоопределения молодежи, решающую роль в нем играет семья.

По данным, которые приводит Ф.Э.Шереги, с матерью проблему профессионального самоопределения обсуждает 76,1% учащихся 9-х классов, с друзьями - 58,1%, с отцом

- 48,8% [27:13].

Взгляды на жизнь у учащихся старших классов совпадают с мнением матери у 53,5% опрошенных в 9-м классе, у 41,6% в 10-м и у 47% в 11-м; совпадение со взглядами друзей отмечают 38,8%, 45,2% и 57,7% опрошенных; с мнением отца - 34,9%, 31,9% и 25,1% учащихся 9, 10, 11 классов соответственно [27: 15].

Похожую картину рисует исследование Пономарчук и Толстых. По их мнению, ведущую роль в решении проблемы продолжения образования учащимися 9-х классов играют позиции семьи и, прежде всего, матери; в значительной мере на принятие решения влияет фактор школьного коллектива: "если класс связывают образовательные интересы, то вероятность принятия решения продолжить обучение именно в школе выше" [16: 76].

В завершение, обозначим основные факторы, которые, как указывают проведенные исследования, влияют на воспроизводство человеческого капитала в России.

Первую, и основную, группу факторов составляют те, которые определяют неравный доступ к образовательным ресурсам. К ним относятся следующие:

• снижение качества образовательных услуг и коммерциализация образования (снижение доступности качественного образования), следствием которых является


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше