Неравный доступ к образовательным ресурсам


Приветствуем, уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего сайта вы сможете найти большое собрание материалов на тему «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Однако возможность получать привилегированное среднее образование во многом обусловлена материальными возможностями семьи: значительная часть "альтернативного" образования в старших классах является платной.

Обучение в частных школах и лицеях - лишь один из способов повысить вероятность поступления в высшее учебное заведения. Другие способы (альтернативные или дополняющие) включают самостоятельную подготовку, занятия на подготовительных курсах, с репетитором и, наконец, оплата вступительных экзаменов (взятки).

С одной стороны, необходимость таких действий обусловлена снижением качества школьного образования: "...базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет в вузы поступило не более трети студентов. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждена заниматься на подготовительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоятельно" [27: 34].

С другой, нынешняя система вступительных экзаменов в вузы, на наш взгляд, служит прекрасной иллюстрацией феномена "социального ограждения". В отсутствие единой системы образовательных стандартов, вузы манипулируют конкурсной системой для отсева тех, кто заранее не подготовился к их требованиям (например, с помощью занятий с репетитором - преподавателем этого вуза). По мнению Ф.Э.Шереги, "нынешняя конкурсная система (ее существующие "лазейки" - взятки, корпоративная порука репетиторов) нацелена в основном на "самовоспроизводство" класса интеллигенции" [27: 36].

Детальный анализ влияния уровня урбанизации на притязания и шансы выпускников средних школ представлены в многолетнем исследовании молодежи, проводимом под руководством В.Н.Шубкина [10].

Результаты исследования фиксируют рост доли детей специалистов и служащих в малых городах и поселках и детей специалистов в селах среди выпускников средних школ. По мнению Д.Л. Константиновского, это обусловлено сокращением образовательной миграции из малых населенных пунктов в более крупные, что, повидимому, вызвано снижением возможностей родителей отправлять детей заканчивать образование в более крупном поселении [10: 96].

В 90-е годы усилился разрыв между долей поступивших в вузы в общей численности выпускников областных центров, с одной стороны, и средних, малых городов, поселков и сел, с другой [10: 200].

Одновременно Константиновский отмечает увеличение доли выпускников средних сельских школ среди учащихся СПТУ [10: 203-204].

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень урбанизации места окончания школы является значимым для дифференциации личных планов и шансов выпускников школ.

Другой характеристикой места жительства выпускника школы, которая существенно детерминирует величину и качество его человеческого потенциала, является регион. Согласно данным, которые приводит Овсянников, "по количеству специалистов с высшим образованием отдельные регионы различаются в 2-2,5 раза. Оценка возможности получения высшего образования у сельских юношей и девушек в 4 раза ниже, чем у городских" [13: 149].

Ф.Э.Шереги отмечает, что "в последние 5 лет наметилось не только социальное, но и региональное "замыкание" вузов. Это означает, что 85% абитуриентов представляют население региона (63,2% - города), в котором расположен вуз. Тенденция такого


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше