Обучение в частных школах и лицеях


Уважаемый читатель! На текущей странице нашего проекта вы увидите широкий сборник статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Согласно А.А. Овсянникову, распределение молодежи в системе образования жестко социально детерминировано: "Если в средних общеобразовательных школах более двух третей родителей учащихся-старшеклассников являются служащими и специалистами, то в ПТУ учатся преимущественно выходцы из семей рабочих, колхозников" [13: 149].

Ф.Э. Шереги отмечает, что "процесс традиционного самовоспроизводства рабочего класса через систему ПТУ и СПТУ не претерпевает существенных изменений: ...более 50% отцов и 30% матерей учащихся СПТУ - представители рабочего класса и служащих без высшего образования" [27: 22].

Это же подтверждают и результаты других исследований. Так, по данным опросов 1993—94 гг., проведенных в Переславле-Залесском, большинство учащихся 10-11 классов имели родителей с образованием не ниже среднего (80% отцов и 87,8% матерей), примерно у трети хотя бы один из родителей имел высшее образование

27

(32,2% и 27,2% отцов и матерей соответственно) .

Таким образом, можно предположить, что по крайней мере на образовательные решения выпускников основной школы (9-е классы) решающее значение оказывает человеческий капитал их родителей, выраженный в их социальном статусе.

Другим фактором, по мнению исследователей, определяющим шансы молодежи на получение высшего образования, является тип школы. Согласно М.Н. Руткевичу, "различие между социальным составом родителей "обычных" и "альтернативных" школ... сохраняется и даже усиливается" в старших (10, 11) классах средней школы [23: 53].

К аналогичному заключению приходит Э.М. Коржева, утверждающая, что "дети не только отличаются по социально-образовательному цензу родителей, но целыми классами и школами тяготеют к тем или иным социальным группам" [12: 148].

Наконец, исследование С.А. Алашеева и И.В. Цветковой, проведенное в 1995, 1997 гг. в Тольятти и Санкт-Петербурге, показало, что "в связи с появлением лицеев, гимназий, частных школ, важным фактором, опосредующим характер межличностных отношений, становится тип школы" [ 1: 231]. Они указывают также на то, что ученики частных школ (лицеев, гимназий и пр.) ценят знания, полученные в школе, больше, чем ученики обычных школ [ 1: 231].

Очевидно, что при низком качестве образовательных услуг, которые предоставляет обычная школа 1, выбор частной школы или лицея, качество услуг которых, возможно, выше, диктуется стремлением родителей облегчить переход ребенка в высшее учебное заведение. Ряд таких школ имеет тесные связи с высшими учебными заведениями, что повышает шансы их выпускников на поступление в вуз.

Именно этим обстоятельством, по-видимому, объясняются те различия в оценках учащимися того, что дала им школа, которые фиксируют С.А. Алашеев и И.В. Цветкова. Поскольку дети идут в частные школы с "прицелом" на получение высшего образования, то и ценность образования для них выше. Возможно, правда, что разница в ответах обусловлена и реальным различием в качестве образования между обычными и частными школами.

 См., например, Шереги Ф.Э. [27: 33-35].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше