Шансы молодежи на получение высшего образования


Приветствуем, уважаемый посетитель! На текущей странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить широкий сборник статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

характеру их труда и уровню образования. ...При этом определяющим принималось социальное положение того из родителей, социальный статус которого был выше" [10: 60].

Соответственно, были выделены следующие социальные группы: "дети руководителей высокого, среднего и низкого рангов - региональных, партийных, производственных и др.; дети специалистов - лиц высококвалифицированного умственного труда, имеющих высшее образование, не занимающих руководящие должности; дети служащих работников преимущественно умственного труда, не выполняющих управленческих функций, имеющих среднее образование, общее или специальное; дети рабочих и крестьян - лиц преимущественно физического труда, не требующего высокого уровня образования и не связанного с управлением" [10: 60].

По мнению М.Н. Руткевича, тип школы опосредует связь между статусом родителей и уровнем образования ребенка. Социальный статус родителей детерминирует выбор школы и продолжение обучения после 9 класса, тогда как уже тип учебного заведения определяет шансы выпускника на поступление в высшее учебное заведение [22: 30-43].

Дополнительной характеристикой образовательных и профессиональных шансов является уровень урбанизации места жительства молодого человека.

Включение в анализ характеристик места жительства позволяет оценить степень "закрытости" региональной системы образования.

Что касается социального капитала, то, к сожалению, его влияние на формирование человеческого капитала ребенка можно оценить лишь косвенно, на основании результатов исследований социальной адаптации и профессионального самоопределения учащихся. В исследованиях первого типа (преимущественно, социально-психологических) предметом изучения становятся факторы, определяющие степень социальной адаптации детей и молодежи, - главным образом, влияние социального окружения (семьи, сверстников, школы).

Роль социального окружения, но уже применительно к формированию профессиональных ориентаций, изучается также в исследованиях профессионального самоопределения молодежи.

Кроме того, следует упомянуть исследования в области социологии семьи, которые позволяют оценить значимость структурного социального капитала для развития способностей и успеваемости детей младшего школьного возраста.

Можно выделить следующие основные характеристики образовательной системы современной России, которые отмечает большинство исследователей:

• "самовоспроизводство" социальных классов через систему образования;

• разрыв в качестве образования, которое предоставляют школы, и требованиями к нему, предъявляемыми со стороны вузов;

• усиления влияния фактора урбанизации на доступ к образованию;

• региональное "замыкание" средних специальных и высших учебных заведений;

• большое значение семьи и друзей и минимальное - школы в профессиональном самоопределении молодежи.

"Самовоспроизводство" через систему образования характерно как для рабочего класса, так и для интеллигенции. Основные различия наблюдаются уже в системе среднего образования.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше