Социальное положение родителей


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы найдете широкий сборник материалов по теме «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал разделен на разделы как, например, сделано у обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Как уже отмечалось, значительная часть исследователей при изучении образования как фактора социальной стратификации, избирает в качестве объекта исследования молодежь - выпускников 9-х и 11-х классов, учащихся средних профессиональных учебных заведений (ПТУ, СПТУ), студентов высших учебных заведений.

Что же становится предметом изучения? Достаточно традиционным в отечественной социологии является изучение образовательных и профессиональных ориентаций и

24

шансов молодых людей . К показателям, описывающим ориентации, относят привлекательность (престижность) профессий и личные планы. Первый позволяет оценить ценностные ориентации индивида, тогда как второй - их намерения в отношении имеющихся в обществе возможностей.

Шансы определяются на основе изучения действительного распределения молодежи по различным позициям в сфере образования.

В число факторов, влияющих на межпоколенную социальную мобильность, наиболее часто включают следующие:

1 ) социальное происхождение индивида, определяемое по социальному статусу одного или обоих родителей;

2) тип школы, в которой он обучается до 9 класса, и тип учебного заведения для более старших возрастных групп;

3) характеристики места его жительства - регион, уровень урбанизации населенного пункта.

Некоторые исследователи предлагают включать в анализ и такие характеристики институциональной среды, как демографическая ситуация и структура и состояние рынка труда, по крайней мере, на локальном уровне, поскольку последние являются важными детерминантами шансов молодежи в сфере образования и на рынке труда [10: 37-38; 44; 59].

Наиболее распространенной характеристикой социальной мобильности является оценка связи между социальным статусом родителей и образованием ребенка. Традиционно при определении социального статуса учитывают профессиональную квалификацию1 и, нередко, должностной статус2.

В исследовательском проекте, реализуемом под руководством В. Н. Шубкина, "социальный состав учащихся анализировался по агрегированным группам, где статус определялся положением родителей учащихся по отношению к власти и собственности,

 Во многом это объясняется тем, что в советском обществе характер труда рассматривался в качестве основного слоеобразующего признака. Как отмечают З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян, различия по характеру труда выступали главными критериями дифференциации не только между рабочим классом, служащими, но и внутри них (Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура... С. 114). См. также работы Т.И.Заславской, Г.В.Осипова, Р.В.Рывкиной и др.

 Согласно Т.И.Заславской, должностное положение в системе стратификации советского общества "доминировало над квалификационно-профессиональным, а ведомственная принадлежность места работы - над интеллектуальным содержанием труда" (Заславская Т.И. Трансформация российского общества как предмет мониторинга. Цит. по: Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. С. 16).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше