Факторы воспроизводства человеческого капитала в российских исследованиях


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить цикл материалов по теме «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал разделен на разделы подобно стандартной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Традиционно объектом исследования механизмов социальной мобильности, связанных с системой образования, выступала молодежь (то есть лица примерно 15-29 лет, от момента окончания основной школы до профессионального становления)1. И, таким образом, исследования в области социологии образования тесно смыкаются с исследованиями проблем молодежи.

Социология молодежи занимается изучением молодежи как социальной группы, ее социально-демографических характеристик, а также взаимосвязей и отношений с другими социальными группами. Следует отметить работы таких исследователей, как В.С. Магун, Э.А. Саар, М.Х. Титма, Ф.Р. Филиппов, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и

др.21

Вопросы о влиянии различных характеристик семьи на развитие и успеваемость детей,

22

преимущественно младшего возраста изучаются также в рамках социологии семьи .

Наконец, изучение проблем социальной адаптации детей и молодежи - сфера интересов социологии семьи и социологии воспитания. В рамках последней изучаются также межличностные отношения, особенности социальной и этнической среды, традиции, обычаи, формы социального контроля и другие факторы, воздействующие на

23

процесс социализации человека .

3.2. Факторы воспроизводства человеческого капитала в российских исследованиях

Поскольку ранее мы определили человеческий капитал как запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, которыми располагает индивид, и ограничили изучение его воспроизводства только одной формой - формальным образованием, постольку поиск факторов воспроизводства человеческого капитала в России будет вестись нами главным образом на материале исследований образования как канала социальной мобильности.

Однако, как было показано в предыдущей главе, существенное влияние на воспроизводство человеческого капитала оказывает капитал социальный, который, кроме того, обладает способностью изменять действие других факторов, участвующих в данном воспроизводстве. Поэтому при необходимости нами будет привлекаться материал других исследований, в том числе относящихся к сфере социологии семьи и воспитания.

Изложению основных тенденций, наблюдаемых российскими исследователями применительно к сфере образования, будет предшествовать беглый анализ используемой методологии.

 Методологические вопросы определения понятия "молодежь" обсуждаются в главе "Демографическая ситуация" (Елизаров В.В., Моисеенко В.М., Авдеев А.А.) (Молодежь России, с. 15-34).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше