Российские исследования молодежи, семьи и образования


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы найдете большой сборник материалов под общим заголовком «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Однако наибольшей способностью видоизменять взаимодействие и взаимовлияние факторов, участвующих в воспроизводстве человеческого капитала, обладает, повидимому, социальный капитал.

Согласно Коулману, взаимосвязь как между человеческим и финансовым капиталом, так и между ними и вероятностью досрочного прекращения учебы для их ребенка варьирует в зависимости от уровня, имеющего отношение к школе социального капитала, которым обладает семья" [63: 1345].

Согласно результатам исследования Течмана и др., "финансовый капитал (доход родителей) чаще вступает во взаимодействие с социальным капиталом (чем человеческий - О.С.). Больший социальный капитал усиливает эффект дохода в снижении вероятности прекращения обучения, тогда как меньший социальный капитал сокращает эффект дохода на ту же величину. Образование родителей, кажется, оказывает относительно минимальный эффект на прекращение обучения в старших классах" [63: 1355]. Следовательно, отмечает Течман, "родители с низким уровнем доходов могут преодолеть негативные последствия, связанные с недостатком их экономических ресурсов. Это также показывает, что высокий уровень доходов сам по себе недостаточен, чтобы гарантировать успех ребенка в старших классах" [63: 1357].

Глава 3. Факторы воспроизводства человеческого капитала в современной России

3.1. Российские исследования молодежи, семьи и образования

Представляется целесообразным предварить анализ значимости различных факторов в воспроизводстве человеческого капитала в современной России кратким обзором истории становления российской социологии образования.

Изучение проблем молодежи и образования проводилось еще в дореволюционной России (см., например, работы Клейнборта Л.М., Сорокина П.). В советской социологии изучение образования систематически проводится, начиная с конца 50-х гг. (Л.Н.Коган, М.Н.Руткевич, Л.Я.Рубина, М.Х.Титма, В.Н.Турченко, Ф.Р.Филиппов, В.Н.Шубкин, Е.А.Якуба, Д.Л.Константиновский и ряд др.).

В зависимости от объекта исследования, можно выделить, по крайней мере, три важнейших направления отечественной социологии образования:

• изучение роли современной системы образования как фактора изменения социальной структуры и канала социальной мобильности (объект - образование как система);

• исследование жизненных планов учащейся молодежи (объект - молодежь, смыкается с социологией молодежи);

• социальный облик и образ жизни педагогических кадров (объект - учителя и преподаватели...) [ Ф.Р. Филиппов, Социология образования / 21: 512].

В рамках первого направления следует отметить работы В.Н.Шубкина и, особенно, его сибирское исследование начала 60-х гг., в котором на основе изучения межпоколенной профессиональной мобильности молодежи утверждалось, что советское общество "не свободно от неравенства в системе образования, трансмиссии статусов, прочих явлений такого рода, свойственных и другим обществам" [10: 6].

В этом направлении активно работают Д.Л. Константиновский, А. А. Овсянников, М.Н. Руткевич и ряд других исследователей.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше