Факторы воспроизводства человеческого капитала в современной россии


Уважаемый читатель! На данной странице вы сможете отыскать обширный цикл материалов на тему «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь представленный материал разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Отличительная особенность школ, "следящих за соблюдением норм", состоит в наличии тесных и постоянных взаимоотношений между родителями, учителями, учителями и администрацией, администрацией и родителями. В "расширяющих горизонт" школах также существуют тесные взаимоотношения между учащимися и учителями, между отдельными учителями и между учителями и родителями. Однако родители меньше времени уделяют установлению взаимоотношений с другими родителями и администрацией. Наконец, родители, чьи дети учатся в "расширяющих горизонт" школах, меньше времени проводят с детьми, инвестируя в социальный капитал за пределами школьного окружения [59].

М. Раттер предположил, что оценить влияние школы на воспроизводство человеческого капитала возможно только при проведении лонгтитьюдного исследования. Он изучал развитие группы мальчиков в Лондоне на протяжении нескольких лет (1970—1974). Собиралась информация об их социальном происхождении и успеваемости. Кроме того, "в обследуемой группе некоторые школы были выделены для более подробного изучения: проводились опросы учеников и учителей, а также велись наблюдения за работой в классах" [6: 399]. Результаты показали, что на успеваемость оказывают влияние такие факторы, как качество взаимодействия учителя и ученика, дух взаимопонимания и сотрудничества между ними, а также то, насколько хорошо подготовлен читаемый курс. При этом влияние материальной обеспеченности школ оказалось не настолько существенным, как этого можно было ожидать.

Наконец, Шефер (Schaefer), суммируя результаты предыдущих исследований, подчеркнул, что "интерес и вовлеченность в образование детей оказались значительно более важными, нежели качество школ, даже после статистического контроля социально-экономического статуса семьи" [45: 85].

В то же время некоторые исследователи, как, например, Дженкс, отрицали существенное влияние школы на академические достижения.

Взаимное влияние факторов воспроизводства человеческого капитала

Рассматривая отдельные факторы воспроизводства человеческого капитала, мы уже обращали внимание на то, что эмпирические исследования не позволяют вычленить устойчивое сильное влияние какого-либо одного фактора на различия в результатах образования на всех его ступенях.

Здесь следует отметить лишь некоторые из наблюдаемых взаимодействий различных факторов в процессе воспроизводства.

Во-первых, более высокий человеческих капитал родителей (измеряемый, например, через уровень формального образования и профессиональную квалификацию) способствует образовательным успехам детей, в том числе, опосредованно, например, через языковые коды (Бернстайн [25]) или культурные образцы (семейная библиотека, способы проведения досуга - Матею и Пешар [56]; выбор школы для ребенка - Хэлси [49]).

Во-вторых, не всегда, но достаточно часто больший человеческий капитал родителей дополняется их финансовым капиталом (благодаря эффекту отдачи от инвестиций в человеческий капитал), что расширяет возможности для образования детей (платное обучение, дополнительные развивающие программы, игры, приобретение книг и пр.).

Влияние финансового капитала самого по себе, согласно результатам эмпирических исследований, достаточно мало (Течман [63]; Барро и Лам [32]).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше