Взаимное влияние факторов воспроизводства человеческого капитала


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего портала вы увидите обширный цикл интересных статей на тему «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь материал разделен на разделы подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Школа

Проще, по-видимому, оценить возможный эффект такой формы социального капитала, как школа или школьное сообщество. Это означает, что если ранее речь шла о влиянии на качество и уровень образования неравенства в доступе в отдельные типы школ и о содержательных различиях между "обычными" и "привилегированными" школами, то здесь предметом обсуждения становятся различия в школах как социальных институтах, школьных сообществах как форме социального капитала и влияние их на воспроизводство человеческого капитала.

Исследовалось, как влияют на уровень и качество образования детей такие факторы, как уровень материальной обеспеченности школ, содержание программы, квалификация учителей и качество читаемых ими курсов, а также взаимоотношения между учителем и учащимися и между отдельными учащимися в школе.

Исследования, связанные с возможным влиянием школьных взаимоотношений на уровень и качество образования, нередко проводились в рамках изучения роли сообществ в воспроизводстве человеческого капитала [62: 142].

В этой связи следует отметить исследование Коулмана (1988), утверждавшего, что одна из форм социального капитала происходит из межпоколенного социального закрытия, то есть социальной сети, в которой родители друзей также являются друзьями. Рассматривая эту форму в контексте обучения в старших классах, Коулман предсказал, что межпоколенное социальное закрытие окажет позитивное влияние на академические успехи детей. Он обосновывал данное утверждение тем, что социальное закрытие связано с успеваемостью через разделяемые с родителями нормы и ценности, знания о связанных со школой вопросах и социальный контроль [48: 687].

Данная трактовка социального закрытия неоднократно использовалась Коулманом для сравнения различий в социальных практиках и успеваемости в различных типах школ религиозных (католических), частных и государственных.

Он охарактеризовал католические школы как закрытые функциональные сообщества, в которых религиозная идеология школы и социальный капитал учащихся, в форме глубоких социальных связей студентов, родителей, учителей и администрации, стимулирует обучение.

Коулман подчеркивает, что принципиальное отличие католических школ состоит в их прямой связи с сообществом. "Тогда как государственные школы рассматривают себя как инструмент общества в целом, - пишет Коулман, - частные школы воспринимают себя как продолжение семей, которые они обслуживают. Католические школы имеют дополнительное преимущество, действуя в качестве агентов религиозного сообщества, к которому принадлежит множество семей» [38]. Здесь существует преемственность (неразрывность) ценностей между домом и школой.

С.Л. Морган (S.Morgan) и А.Б. Соренсен (A.Sorenson) проверили гипотезу Коулмана на основе данных Национального лонгтитьюдного исследования образования об успехах в математике учащихся 10-12 классов государственных и католических школ, проведённого в 1998. Результаты их исследования показали, что вопреки утверждению Коулмана о положительном влиянии социального закрытия на образование, в государственных школах социальное закрытие оказывает негативное воздействие на успехи в области математики. Это позволило им выдвинуть альтернативную гипотезу, согласно которой "расширяющие горизонт" школы поощряет обучение лучше, нежели школы, "следящие за соблюдением норм".


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше