Школа


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить большое собрание материалов под общим заголовком «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь материал аккуратно разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Результаты исследования Течмана и его коллег показали, что влияние социального капитала на продолжительность обучения значительно превышает возможное влияние финансового и человеческого капиталов. Согласно их данным, дети, чьи родители активно взаимодействовали с ними и школой по вопросам образования, с большей вероятностью продолжали обучение в старших классах. Таким образом, утверждает Течман, существует позитивная связь между социальным капиталом в семье и успехами в школе.

Исследования Дорнбуша и коллег также показали, что "большая интенсивность участия родителей в школьной деятельности связана с лучшей академической успеваемостью их детей" [45: 85].

Другим источником социального капитала может служить включенность ребенка и его семьи в более широкое сообщество. Следует отметить, что в рамках данной работы предполагается рассмотреть только две формы сообщества - семейное и физическое соседство1.

Дорнбуш и Вуд отмечают, что связь сообщества и семьи является очевидной и влияние семьи на образование может взаимодействовать с влиянием сообщества. Коулман, подчеркивающий, что "слабое сообщество (community) служит основанием для плохой школьной успеваемости, рассматривает сильные сообщества как основанные на относительно сильных семьях" [45: 71].

Вместе с тем, изучение взаимодействия семьи и соседской общины встречает определенные трудности на этапе операционализации понятия "соседство". В отличие от медицинских исследований, где вполне приемлемо определение соседства как имеющего физические границы, на основе информации о фактическом месте проживания респондента, в социологии большее значение имеют границы психологические. Ведь значимость физического соседства в современных обществах, как отмечают многие исследователи [38], заметно снизилась.

Поскольку данные о психологической значимости соседства для семьи отсутствуют, использование физических или политических границ для определения соседства поднимает вопрос относительно процессов, посредством которых может происходить влияние сообщества на успехи в образовании детей.

Как отмечает Л. Стайнберг, исследования различий в образовании, вызванных влиянием соседства, практически полностью ориентировались на изучение различий между школами, а не между различными соседствами [62: 142]. Примером может служить работа ДиМаджио (DiMaggio), который показал, что образовательные успехи детей могут быть выше в сообществах с более высоким культурным капиталом [62: 144].

Таким образом, существуют серьезные методологические проблемы2 в вычленении чистого (нетто) влияния сообщества на образование, что не позволяет говорить о сколько-нибудь устойчивых зависимостях в этой сфере.

 Обсуждение вопросов, связанных с операционализацией как соседства, так и семейного сообщества, а также полный обзор результатов американских исследований на эту тему представлены в работе Л.Стайнберга (Steinberg L.) [62].

 См.: например, работы Стейнберга (Steinberg) [62: 142-145].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше