Участие родителей в школьной деятельности


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего портала вы увидите большой сборник статей по теме «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал удобно разделен на разделы подобно обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Согласно Хендерсону (Henderson), "создание в доме обстановки позитивного отношения к обучению, включая поощрение положительного отношения детей к образованию и большие ожидания детских успехов, оказывает сильное влияние на успехи учащихся независимо от их социального, экономического и этнического происхождения" [45: 70].

Другие исследователи, например, С. Лайтфуд (S.L. Lightfood), подчеркивают несомненное влияние семейной жизни на восприятие ребенка учителем, на шансы ребенка на успехи в школе и на взаимоотношения родителей и школы. По ее мнению, изучение взаимоотношений родителей и школы имеет большую значимость [45: 71].

Вместе с тем, фиксация влияния процессов, происходящих в семье, контекста отношений сопряжена со значительными методологическими трудностями. Ляйхтер (Leichter) отмечает, что процессы, с помощью которых родительское поведение связывается с образовательными успехами детей, довольно туманны [45: 71].

По-видимому, изучение этого вопроса должно основываться на применении качественных методов (например, глубинных интервью).

Один из возможных способов косвенного измерения "климата (отношений) в семье" в количественных исследованиях был предложен Бло и Данкеном и основан на включении в анализ переменной "уровень образования старшего брата респондента", поскольку это отражает степень, с которой семья способствует образованию. Такой подход был использован, в частности, в исследовании Хэлси и его коллег [49: 95].

Другой способ описан в работе Течмана: для оценки характера имеющихся к школе социальных отношений они используют следующие индикаторы: (1 ) знакомы ли родители ученика с родителями его ближайших школьных друзей1, (2) интенсивность связанных со школой контактов между родителями и детьми и (3) между родителями и учителями [63: 1347].

Перед исследователем, изучающим взаимоотношения родителей и школы, встает методологическая проблема определения характера этих взаимоотношений. Требуется отделить родителей, чьи контакты со школой происходят по требованию школы, от тех, чье участие в школьной жизни вызвано стремлением обеспечить лучшую успеваемость для своих детей.

В уже упоминавшемся исследовании Течмана, взаимодействие родителей со школой оценивается на результатах ответов родителей и их детей. Дети отвечали на вопрос о наличии следующих форм взаимодействия родителей со школой вообще: посещение родительских собраний; общение с учителями или воспитателем, посещение занятий, участие в каком-либо школьном мероприятии [63: 1348].

По результатам ответов родителей оценивался характер и причины такого рода контактов, что позволяет отсечь вынужденные контакты от добровольных. У родителей выясняли причины и интенсивность контактов со школой (академическая успеваемость, поведение ребенка, учебная программа ребенка на текущий год, участие в поиске средств (fund-raising) для школы, помощь школе на общественных началах и пр.). А также участие в различного рода общественных мероприятиях, не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу (принадлежность к организации родителей-учителей; посещение встреч и участие в деятельности этой организации; выполнение общественной деятельности в школе) [63:1348].

Похожая методика использована в работе С.Л.Моргана и А.Б.Соренсона [59].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше