Создание в доме обстановки позитивного отношения к обучению


Приветствуем, уважаемый посетитель! На текущей странице нашего сайта вы найдете обширный цикл интересных статей по теме «Экономическая социология ». Для удобства чтения весь материал удобно разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Данные некоторых из них, действительно, показали, что образовательные достижения детей, растущих без отца, ниже, чем у их сверстников с отцами [Swanum, Ringle, and McLaughlin 1982; Salzman 1988; Clarke-Stewart, 1977; Stepherd-Look, 1982 / 53: 133134]. Другие исследования, однако, показали противоположные результаты [Guidubaldi 1984; Milne, Rosenthal, and Ginsburg 1986; Myers, Milne, Baker, and Ginsburg 1987 / 53: 133].

Любопытно, что проживание в семье с одним родителем или с двумя, но, по крайней мере, один из которых - приемный, примерно одинаково влияет на образовательные достижения детей. Например, Течман с соавторами выявили отрицательную взаимосвязь между проживанием в семье с приемным родителем и вероятностью продолжения обучения [63: 1356].

Изучение влияния количества детей в семье на воспроизводство человеческого капитала также дало противоречивые результаты.

С одной стороны, было показано, что дети в небольших семьях лучше успевают в школе, чем их сверстники из семей с большим количеством детей. Зайонк (Zajonc) изучал влияние указанных переменных в кросс-культурном исследовании и обнаружил, что наиболее одаренные дети вырастают, как правило, в самых маленьких семьях, возможно, потому, что там они получают наибольшее неразделенное внимание со стороны родителей.

Другое возможное объяснение этой зависимости состоит в том, что в малых семьях дети проводят больше времени в обществе взрослых (родителей и их друзей), что оказывает позитивное влияние на их социальную мобильность (если, конечно, статус взрослых не ниже статуса сверстников) [35: 469].

Согласно Уолбергу (Walberg) и Марджорибэнксу (Marjoribanks), что при контроле социального статуса показатели домашней поддержки и стимулирования получения знаний коррелируют с когнитивным развитием и числом детей в семье. Иными словами, при прочих равных, родители с меньшим количеством детей обеспечивают больше поддержки и помощи детям, поскольку их время, внимание и ресурсы ограничены [53: 136].

Однако результаты, полученные в исследовании Стэффорда (Stafford), Пейджа и Грэндона (Page & Grandon) вступают в противоречие с работами Зайонка и др., демонстрируя отсутствие независимого влияния порядка рождения и количества детей в семье на когнитивное развитие при контролировании таких переменных, как социальный статус, этничность. Другие исследователи, например, Стилман и Мерси (Steelman & Mercy), не отрицая связь между количеством детей в семье и когнитивным развитием, в то же время отрицали влияние на уровень развития порядка рождения ребенка в семье [53: 136].

Таким образом, эмпирические исследования показали, что, действительно, использования одних только структурных показателей недостаточно для оценки реального влияния социального окружения на воспроизводство человеческого капитала.

Как отмечают С. Дорнбуш (S. Dornbusch) и К. Вуд (K. Wood), изучение процессов, происходящих в семье, может помочь нам в понимании значений статусов [45: 67]. Например, их исследование показало, что одинокие родители значительно чаще склонны предоставлять детям раннюю автономию и что ранняя автономия связана с девиантным поведением и плохой школьной успеваемостью" [45: 68].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше