Проживание в семье с одним родителем или с двумя


Уважаемый читатель! На данной странице нашего сайта вы найдете широкий сборник интересных статей по теме «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на разделы подобно бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Результаты исследований, проведенных в рамках такого подхода, достаточно противоречивы.

С одной стороны, некоторые эмпирические исследования устойчиво подтверждают более сильное влияние дохода семьи, по сравнению с влиянием уровня образования родителей и их профессионального статуса, на уровень образования ребенка [Smith, Brooks-Gunn & Klebanov, 1995 / 55: 2; 63: 1355].

С другой стороны, Матею и Пешар в исследовании влияния семьи на образование показали, что для Нидерландов "образовательные успехи детей в значительной мере определяются социально-экономическим статусом их родителей, хотя прямой и независимый эффект их финансовых ресурсов минимален" [56: 137].

Течман (в исследовании американских школьников) также утверждает, что высокий уровень доходов сам по себе недостаточен, чтобы гарантировать успех ребенка в старших классах [63: 1357].

Наконец, М. Барро (M. Barros) и Д. Лам (D. Lam) в исследовании уровня образования 14-летних детей в двух регионах Бразилии, проведённом в 1982 г., показали, что "10процентное увеличение дохода главы домохозяйства приводит к увеличению продолжительности образования лишь на 0,02 года в Сан-Паоло и на 0,03 года в Нортисте" [32: 359].

Более того, использование обеих переменных (доход и образование родителей), согласно результатам, полученным Барро и Ламом, позволяет объяснить менее 20% различий в уровне образования детей в двух регионах.

К аналогичным выводам пришли Хаузер (Hauser) и Физерман (Featherman): согласно их данным, "менее чем половина вариации в продолжительности полученного образования может быть объяснена влиянием родительских экономических и образовательных ресурсов" [Hauser & Featherman, 1977 / 63: 1344].

Таким образом, знание человеческого и финансового капитала родителей недостаточно для того, чтобы предсказать уровень образования (человеческий капитал) их детей, как это полагал Беккер.

Среди других факторов, влияющих на уровень успеваемости детей, исследователи называют размер семьи и поддержку домашнего окружения [Luster & McAdoo, 1994 / 55: 3]. Очевидно, что согласно приведенному ранее определению, это - переменные, характеризующие социальный капитал.

Влияние социального окружения: социальный капитал семьи и сообщества

Влияние социального капитала на воспроизводство человеческого капитала будет рассмотрено в двух аспектах: через оценку влияния структуры социальных связей и их контекста.

В первом случае исследуется зависимость продолжительности и качества образования детей от состава семьи. Состав семьи, в свою очередь, определяется через такие переменные, как число родителей, степень их родства по отношению к ребенку (биологические или приемные родители), наличие в семье других детей и их число, порядок рождения ребенка.

Несмотря на то, что можно предположить отрицательное влияние проживания в семье с одним родителем на образование ребенка, результаты эмпирических исследований по данному вопросу весьма противоречивы.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше