Влияние социального окружения: социальный капитал семьи и сообщества


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего проекта вы найдете большое собрание интересных статей на тему «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал разделен на разделы подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

влияния человеческого капитала родителей на образование детей, вероятно, объясняются снижением общего влияния родителей по мере взросления детей.

Другое объяснение наблюдаемой тенденции может заключаться в усилении действия других факторов по мере взросления ребенка. Некоторые из них, как, например, влияние финансового капитала на продолжение образования, были рассмотрены в предыдущем параграфе. Кроме того, свой вклад в ослабление влияния человеческого капитала могут вносить такие факторы, как социальное окружение или тип школы. Действие финансового капитала может проявляться также в неспособности родителей создать адекватные условия для дополнительного образования ребенка.

Финансовый капитал семьи

Ранее мы отмечали, что недостаток финансовых ресурсов в семье может быть причиной раннего прекращения обучения ребенка или предпочтения бесплатного, но менее качественного образования, возможно, более качественному и престижному, но платному частному образованию. С другой стороны, недостаток финансовых ресурсов может оказывать влияние и на качество обучения ребенка в школе.

Для проверки этой гипотезы требуется выявить связь между объемом финансового капитала в семье и успеваемостью ребенка и/или уровнем его умственного развития.

В качестве эмпирического индикатора критерия успеваемости большинство исследователей использовало результаты тестирования учеников по математике, уровень чтения. Уровень умственного развития измерялся через коэффициент умственного развития (IQ) и словарный запас. Безусловно, можно поставить под сомнение то, насколько адекватно результаты тестов и измерения отражают способности ребенка1, однако преимущество использования этих эмпирических индикаторов состоит в возможности сопоставления результатов различных исследований, основанных на использовании данной методики.

В обзоре новейшей литературы США по вопросам детского социального исключения Маграб (Magrab) отмечает, что доход семьи - это наиболее мощный фактор, влияющий на последующее развитие детей. Так, в двух крупных лонгтитьюдах (the Infant Health and Development Project, National Longtitudinal Survey of Youth - NLSY) доход семьи позволял предсказывать словарный запас, коэффициент умственного развития (IQ) ребенка и его математические способности (или уровень чтения) даже при статистическом выравнивании таких параметров, как состав семьи (семьи с одним родителем), раса, родительский коэффициент умственного развития и множество других характеристик [Duncan, Brooks-Gunn & Klebanov, 1994; Smith & Brooks-Gunn, 1994; Smith, Brooks-Gunn & Klebanov, 1995 / 55: 2].

Согласно результатам исследования Данкена, Брукс-Гана и Клебанова, которые приводит в своем обзоре Маграб, "размер дохода семьи и статус бедности существенные детерминанты когнитивного развития и поведенческой адаптации детей независимо от структуры (состава) семьи и уровня образования родителей [55: 2].

Проверить влияние финансового капитала семьи на воспроизводство человеческого капитала ребенка можно, используя в качестве зависимой переменной также продолжительность образования. В отличие от процедуры, описанной в параграфе 2.1, здесь требуется контролировать такую переменную, как тип школы.

Обзор критики исследований, применяющих тестирование и IQ, представлен, в частности, в Томпсон и Пристли [25: 236], Гидденс [6: 406-408].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше