Финансовый капитал семьи


Уважаемый посетитель! Находящийся на этой странице нашего проекта вы сможете отыскать обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

В рамках эмпирических исследований было показано, что "стремление к высшему образованию и его получение зависят не только от умственных способностей, но также от принадлежности к определенному социальному классу и обладания определенными этническими характеристиками (только у мужчин)" [35: 437]. В частности, исследование, проведенное Сибли (Sybley), показало, что "как умственные способности студентов высших учебных заведений, так и профессии их отцов влияли на полученный ими уровень образования" [35: 437].

В последующие годы исследования воспроизводства человеческого капитала происходили в рамках различных направлений социологии: социологии семьи, образования, исследовании проблем социального исключения (social exclusion)... В центре внимания оказывается не только продолжительность обучения, но и его успешность.

Среди наиболее важных методологических изменений следует отметить, во-первых, то, что в анализ стали включать данные об уровне образования обоих родителей, а вовторых, конвенционально уровень образования начали измерять через число лет обучения1.

Результаты исследований достаточно консистентны и показывают наличие положительной связи между уровнем образования родителей и образованием ребенка [56: 137; 49: 103; 32: 359], а также между уровнем образования родителей и школьными успехами [55: 2-3].

При этом результаты исследования Хэлси с соавт. показали, что на выбор начальной школы (частной или государственной) в Великобритании большее влияние оказывает образовательный статус родителей (заканчивали ли они сами частную школу), а затем их нынешний социально-экономический статус [49: 39].

При переходе от начального к среднему образованию наиболее весомыми оказываются материальные и культурные ресурсы семьи, которые в значительной мере определяют выбор частной начальной школы и, в меньшей, но по-прежнему решающей мере, выбор частной средней школы [49: 103].

Ответ на вопрос, какие из ресурсов семьи - материальные или культурные - оказывают большее влияние на выбор типа школы, остается, однако, для Хэлси и его коллег открытым. В то же время при попытке разделить влияние двух типов факторов они склоняются к предположению о большем влиянии культурных, а не материальных детерминант.

Следует отметить, что в большинстве исследований факторов успехов в образовании объектом изучения выступают дети младшего школьного возраста. В этом возрасте влияние родителей, в том числе и их образования, на ребенка еще весьма существенно. Поэтому данные Хэлси о снижении влияния культурных факторов (образования родителей) при переходе в более старшие классы и вывод Течмана и др. о том, что образование родителей, по-видимому, "оказывает относительно небольшой эффект на прекращение обучения в старших классах" [63: 1355], могут быть интерпретированы как не противоречащие результатам других исследований. Расхождения в оценке

Иногда выделяют также число лет профессионального обучения.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше