Человеческий капитал родителей


Приветствуем, уважаемый посетитель! На текущей странице вы найдете широкий сборник статей по теме «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на разделы подобно обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

самому индивиду (пол, этнический статус, возраст), его родителям (человеческий и финансовый капитал), а также влиянием социального окружения индивида (семья, сообщество), наконец, школы, в которой он обучается.

Демографические характеристики индивида: пол и этничность

В целом, влияние различия полов на школьное образование изучено ещё довольно мало. Обычно для объяснения гендерных и этнических различий в образовании, в настоящее время, используют качественную методологию и субъективный подход в рамках концепции культурного воспроизводства.

Так, Гидденс (Giddens) ссылается на исследования, согласно которым по успеваемости "девочки значительно опережают мальчиков в начальной школе и на ранних этапах среднего образования. Затем девочки начинают отставать, и в некоторых предметных областях они представлены непропорционально мало. В естественных, технических науках и медицине на уровне колледжей и университетов до сих пор доминируют мужчины" [6: 409].

По-видимому, усиление гендерных различий в образовании является результатом действия того, что Иллич (Illich) называет "скрытой программой" - усиление ролевых различий в поведении и мировоззрении. Во всяком случае, "существующие исследования показывают, что девочек вознаграждают за молчание, послушание, сговорчивость, в то время как в мальчиках терпят гораздо более своенравное поведение" [6: 410].

Несмотря на то, что ряд исследователей указывает на влияние этнических различий на успехи в образовании, Кларк (Clark) в исследовании детей младшего возраста показал, что одинаковые семейные стратегии ведут к успехам в образовании независимо от этнического происхождения ребенка [45: 72].

Человеческий капитал родителей

Исследования преемственности социальных статусов между поколениями в одной семье имеют давнюю историю. В 40-60-е гг. изучение межпоколенной социальной мобильности проводилось в рамках как функционалистского, так и неовеберианского подходов. Как правило, изучалась связь между профессией отца и образованием или профессией сына.

В общем виде схему рассуждения можно представить следующим образом: предполагалось, что профессия отца должна оказывать влияние на образование ребенка, эти параметры определяют его первую работу, и наконец, образование отца, образование самого индивида и его первый профессиональный опыт влияют на его профессию на момент проведения исследования. Независимая переменная (профессия отца) могла контролироваться переменными, характеризующими материальное положение (уровень дохода), этничность или расу и т.п.

Если в качестве (одной из) зависимой переменной выступало образование, то использовали либо продолжительность обучения (в годах), либо тип посещаемой школы (для Великобритании), либо возраст, в котором обучение было прекращено1.

В более поздних исследованиях того же типа встречаются и более сложные схемы определения уровня образования. Например, в сравнительном исследовании В. Мюллера (W.Muller) [57] и коллег шкала образования строится с использованием двух основных критериев: (1 ) дифференциации иерархии образовательных уровней, как в зависимости от инвестиций в образование и продолжительности образования, так и с учетом качества


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше