Демографические характеристики индивида: пол и этничность


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить большой сборник статей по теме «Экономическая социология ». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал аккуратно разделен на разделы подобно стандартной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Результаты исследования Матею и Пешара также показали, что влияние культурного капитала семьи (в их интерпретации) на воспроизводство человеческого капитала чрезвычайно мало [56: 136]. В то же время, по крайней мере, для Нидерландов ими была установлена достаточно сильная (0,717 в основной модели и 0,629 в расширенной, то есть после включения финансового и культурного капиталов) детерминированность образования ребенка социально-экономическим статусом его родителей, который определялся через уровень образования каждого из родителей и профессиональный статус отца. Поскольку уровень образования и ребенка, и родителей определялся не через простое число лет обучения, а на основании шкалы, учитывающей продолжительность и форму обучения1, можно предположить, что полученные результаты косвенно подтверждают гипотезу Бурдье.

Финансовый капитал

Можно выделить, по крайней мере, две формы влияния финансового капитала семьи на образование детей.

Во-первых, существует так называемое прямое влияние, когда выбор программы обучения (школы) и продолжительности образования определяется объемом имеющихся финансовых ресурсов.

Во-вторых, такое влияние может быть опосредованным, то есть через возможности родителей создать благоприятные условия для развития детей.

Измеряется финансовый капитал, как правило, через уровень доходов: главы семьи, обоих родителей и среднедушевого дохода в семье.

Более оправданным представляется использование последнего показателя (среднедушевой доход), дополненное, по крайней мере, еще одной переменной, характеризующей материальное благосостояния семьи (обеспеченность жильем и товарами длительного пользования)2.

Исследование социальной мобильности Хэлси и др. показало, что при переходе от начального к среднему образованию на выбор школы оказывают наибольшее влияние материальные и культурные ресурсы семьи, которые в значительной мере определяют выбор частной начальной школы и, в меньшей, но по-прежнему решающей мере, выбор частной средней школы. Непосредственное влияние типа начальной школы существенно меньше [49: 103].

2.3. Неравенство результатов? Детерминанты продолжительности и успешности образования

Неравенство результатов может объясняться влиянием характеристик, присущих

 Образовательная шкала в их исследовании включала 4 позиции для Чехословакии (начальное образование, профессиональное, среднее, высшее) и 8 позиций для Нидерландов (начальное, низшее профессиональное, расширенное начальное, среднее профессиональное, среднее, высшее профессиональное, университет (степень бакалавра), университет (магистерская степень) [56: 127; 141].

 Как отмечают Матею и Пешар, "основная причина, по которой переменная МАТ (материальный стандарт семьи) была включена в анализ, заключается в том, что сам по себе доход главы семьи является довольно слабым индикатором семейного благосостояния или экономической ситуации, а доход семьи, данные по которому были также доступны, оказался сильно искажен экономической активностью других детей (если есть), продолжавших жить в семье" [56: 141].


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше