Культурный капитал


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы сможете найти цикл статей по теме «Экономическая социология ». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

институтов будут выступать отдельные школы, семьи, близкое окружение, районы, где проживают дети, и т.п.

Структурный социальный капитал складывается в горизонтальных организациях и сетях, имеющих коллегиальный и открытый процесс принятия решений, отчетность лидеров, практики коллективного действия и взаимной ответственности [52: 10].

В то же время, сами по себе ни структура любой социальной общности, ни форма любой сети недостаточны для того, чтобы судить о характере взаимоотношений внутри этой общности или сети. М. Грановеттер (M.Granovetter) утверждает, что "акторы не ведут себя или не принимают решения как атомы вне социального контекста, нет в них и рабского следования сценарию, написанному для них особым пересечением социальных категорий, к которым им случилось принадлежать... Социальные отношения, действительно, могут часто выступать необходимым условием для возникновения доверия и доверительности, но они - недостаточное условие для гарантии этого возникновения и могут даже создавать ситуации и средства для вреда и конфликта в масштабе большем, чем при их отсутствии" [47: 487-491].

Таким образом, контекст членства в группе столь же важен, как и ее структурная форма и теснота связей в ней.

Тип школы

Возможное влияние школы (как формального института) на воспроизводство человеческого капитала - вопрос спорный. Некоторые исследователи полагают, что факторы, находящиеся вне школы (семья, окружение; образовательная система в целом и т. п.), оказывают большее влияние на неравенство в образовании, чем школа1.

Другие придерживаются мнения, что тип школы может все-таки влиять на продолжительность и успешность образования, по крайней мере, на определенных стадиях обучения2.

Существует несколько вариантов объяснения возможного влияния школы на уровень и качество образования.

В первом случае центральным моментом является предположение о неравномерном распределении ресурсов. Одна из причин этой диспропорции может быть обусловлена действующей образовательной системой. Здесь мы имеем в виду два типа образовательных систем, описанные в работе Р. Тернера. Первый тип, "поддерживающая" модель, предполагает отбор на ранних стадиях обучения и последующее раздельное обучение. В "конкурентной" модели всем предоставляется равный доступ к образованию, однако на протяжении всего процесса обучения постоянная открытая конкуренция. Очевидно, что влияние типа школы в первом типе образовательной системы будет выше.

Другая причина кроется в неравномерном географическом распределении ресурсов между различными частями страны, городом и селом, отдельными городами и городскими районами. На действие этого фактора указывали авторы работы "Бедность образования" (Бирн, Уильямсон и Флетчер).

 Такой позиции придерживаются, например, Дженкс (Jencks) [50], Коулман (Coleman) [38, 39],

Будон (Boudon), Бурдье (Bourdieu) [4, 36], Булз (Bowles) & Гинтис (Gintis) и другие.

 Раттер, Хасли, Кедди, Харгривз, Лэйсли; Бирн, Уильямсон и Флетчер и др.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше